Чайковский. «Времена года»

Les Saisons, Op. 37b

07.04.2014 в 18:58.
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

C 1873 г. Пётр Ильич Чайковский сотрудничал с журналом «Нувеллист» – первым в России музыкально-критическим изданием. Композитор написал для него несколько романсов, а в конце 1875 г. издатель журнала Николай Матвеевич Бернард заказал ему фортепианный цикл. Письмо издателя не сохранилось, но из ответного послания Петра Ильича следует, что тематику и заглавия пьес предложил Бернард. Журнал выходил ежемесячно, и потому весьма подходящей представлялась тема двенадцати месяцев года – картин природы и народного быта, соответствующих каждому из них. Чайковский, по его собственному признанию, был в то время «очень расположен заняться фортепианными пьесами» и за работу принялся с энтузиазмом. Уже к середине декабря были завершены две первые пьесы, хотя «Февраль» вызывал у автора некоторые сомнения.

В декабрьском номере «Нувеллиста» фортепианный цикл Чайковского был анонсирован, а начиная с января следующего года в каждом номере публиковалась одна из пьес (исключение было сделано только один раз – в сентябрьском номере в связи с восстанием в Герцеговине вместо очередной пьесы Чайковского была опубликована «Сербская походная песня»). Каждая пьеса сопровождалась стихотворным эпиграфом – это были строки из произведений Александра Пушкина, Василия Жуковского, Петра Вяземского, Аполлона Майкова, Алексея Толстого, Афанасия Фета, Алексея Плещеева, Николая Некрасова, Алексея Кольцова. Вероятно, эпиграфы были подобраны Бернардом – большим знатоком русской литературы. Принимал ли в этом участие композитор, остается неизвестным – но ни при журнальной публикации, ни при последующих прижизненных изданиях Петр Ильич против них не возражал.

В конце 1876 г. Бернард издал все двенадцать пьес отдельным сборником, озаглавив его «Времена года». Когда состоялось первое исполнение цикла, как он был оценен критиками, неизвестно, но пьесы получили большое распространение.

Во «Временах года» нет ни тематических связей, ни обобщающего финала – они не объединены ничем кроме «сезонной» тематики. И это неудивительно, ведь при создании цикла композитор не рассчитывал на его целостное исполнение – предполагалось преподносить читателям журнала по одной пьесе в месяц, восприятие цикла как единого целого при таких обстоятельствах было невозможно в принципе. Пьесы, создававшиеся для журнальной публикации, были рассчитаны на любительское исполнение и потому не отличаются особой технической сложностью – они доступны ученикам музыкальных школ. Но художественные достоинства этих пьес, их эмоциональная глубина, тонкость, привлекают к ним внимание профессиональных концертирующих пианистов. Во «Временах года» отразились характерные черты творчества и мироощущения композитора – глубокая лиричность, любовь к русской природе, господство песенной стихии в музыкальном языке. Песенность особенно ярко проявляется в пейзажных пьесах («Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песня») – все эти лирические музыкальные пейзажи основаны на свободно льющихся мелодиях широкого дыхания. В процессе развития мелодии переносятся в другие регистры (словно передаваясь от скрипки к виолончели), обрастают дополнительными мелодическими голосами – столь же напевными, как основная мелодия. К ним примыкает «уютная» картинка «У камелька», в элегической мелодии которой слышатся даже отголоски речевых интонаций.

Наряду с пейзажными зарисовками во «Временах года» воплощены картины из жизни русского народа («Песня косаря», «Масленица», «Жатва»). В этих народно-бытовых сценах используются разнообразные колористические приемы: перезвон бубенцов и имитация звучания гармоники в «Масленице», подражание рогу в «Охоте». Впрочем, звукоизобразительность не чужда и пейзажным зарисовкам: в «Песне жаворонка» птичье щебетание передано настолько ясно, что природный прообраз музыкального материала без труда угадывают даже маленькие дети.

Жанровая основа пьес зачастую проявляется весьма своеобразно. Так, применительно к «Подснежнику» можно говорить об оттенке вальсообразности – но именно об оттенке, назвать эту пьесу вальсом в подлинном смысле все же нельзя. «Жатве» сам Чайковский предпослал подзаголовок «Скерцо». «Баркарола» – вопреки своему заглавию – не имеет никаких характерных признаков этого жанра: она написана в размере 4/4, без всякого намека на трехдольность, нет в пьесе и характерного «покачивающегося» аккомпанемента. Некоторое недоумение способно вызывать использование вальса в пьесе «Святки». Впрочем, в ту эпоху вальс настолько вошел в русский музыкальный быт, что его иностранное происхождение уже не имело особого значения. Правда, вальс не танцевали в крестьянской среде – но ведь святочных гаданий не чуждались и девушки-дворянки (достаточно вспомнить пушкинскую Татьяну).

В фортепианном цикле «Времена года» воплощены самые типические реалии русской жизни – от пейзажей до бытовых сцен.

Ссылки по теме

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова