Опера Стравинского «Соловей»

Le rossignol

01.06.2011 в 18:19.

Опера русского композитора Стравинского (1914, Париж), в трех действиях. Либретто композитора по сказке Г.-Х. Андерсена.

Главные персонажи: Соловей (сопрано), Повариха (сопрано), Рыбак (тенор), Китайский император (баритон), Камергер (бас), Бонза (бас), Смерть (контральто).

Сказочный Китай. Император пожелал услышать чудесную песнь Соловья, поющего на берегу моря. Камергер императора и ученый Бонза зовут Соловья во дворец. Весь двор собрался послушать прекрасное пение. Но не успела смолкнуть птица, как японские послы преподносят императору в подарок механического соловья, которого все слушают в восторге, хотя в его искусстве нет душевной теплоты, отличающей пение настоящей птицы. И Соловей улетает от людей, не способных отличить подлинного искусства от подделки. Император разгневан и изгоняет Соловья навсегда из своего царства. Когда же для Императора наступает последний час и Смерть уже стучится к нему, Соловей возвращается и своей песней прогоняет непрошенную гостью. Уже приготовившиеся оплакивать императорскую кончину придворные поражены: когда камергер приоткрывает занавеску императорского ложа, бодрый и веселый властелин выходит и желает всем доброго утра.

Е. Цодоков


СОЛОВЕЙ — опера-сказка И. Стравинского в 3 д., либретто С. Митусова и композитора. Премьеры первых постановок: Париж, театр «Гранд-опера», силами антрепризы С. Дягилева, 26 мая 1914 г., под управлением П. Монтё, художник А. Бенуа; Лондон, 18 июня 1914 г., силами антрепризы С. Дягилева, под управлением Э. Купера; в России — Петроград, Мариинский театр, 30 мая 1918 г., под управлением А. Коутса, режиссер В. Мейерхольд, художник А. Головин. Новая редакция — 1962 г.

В основе сюжета — одноименная сказка X. К. Андерсена, содержание которой сводится к состязанию живого соловья и искусственного при дворе китайского императора. В ней своеобразно преломляется тема состязания певцов, неоднократно фигурировавшая в операх. Поначалу живой соловей имеет меньший успех у придворных, чем механический. Но когда смерть угрожает императору, настоящий соловей поет так нежно и сладко, что смерть отступает. Император возвращается к жизни. Соловей живой и механический, по мысли авторов,— это искусство подлинное и мнимое, идущее не от сердца, головное.

Опера отразила стремительную эволюцию композитора: I д. он написал в ранний период творчества (1908-1909), а II и III — уже будучи всемирно знаменитым мастером (1913-1914). Стилистически эти две части партитуры различаются весьма заметно. Возобновление работы над «Соловьем» стало частью возвращения Стравинского к восточным сюжетам (ранее — в «Трех стихотворениях из японской лирики»). Поэтичной и вместе с тем изысканной песней Рыбака открывается и завершается оперное действие. Узорчатой инструментальной импровизацией предваряется изящное и томное ариозо Соловья, порученное высокому сопрано. В его заключительной песне угадываются отзвуки фантастической завлекающей лирики Шемаханской царицы из "Золотого петушка" Римского-Корсакова, связанной с традициями русского искусства начала XX века. Гротескный выход Камергера, Бонзы, придворных и Кухарочки, прерывающих живое пение, свидетельствует о новизне и разнообразии средств, избранных Стравинским. Вопреки заявленной теме, композитор во II и III д. много внимания отдал образу искусственного соловья, послужившего поводом для затейливых оркестровых выдумок и благодаря им едва ли не победившего соловья живого.

В 1917 г. Стравинский на основе II и III д. оперной партитуры создал симфоническую поэму «Песнь соловья».

Во второй половине XX в. опера ставилась в Амстердаме (1952, 1969), Нью-Йорке (1963), Вене (1967) Лондоне (1972). 22 марта 1995 г. состоялась премьера в Мариинском театре (дирижер В. Гергиев, режиссер А. Петров, художник В. Фирер). В постановке был искусно воспроизведен «стиль рококо конца русской империи».

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова