Артюр Онеггер. «Пасифик 231»
10.08.2011 в 15:53.Французский композитор Артюр Онеггер однажды признался в любви к… локомотивам. Он утверждал, что эти машины для него – живые существа, к которым он испытывает такие же чувства, какие другие люди питают к женщинам или лошадям. Одним из выражений этой любви стало его симфоническое произведение, озаглавленное «Пасифик 231» – именно так именовалась модель локомотива, использовавшаяся в то время на железных дорогах (много лет спустя Онеггер выражал сожаление, что на смену этим локомотивам, которые он так любил, пришли электровозы).
Интерес к урбанистическим образам вообще и к машинам в частности был в целом характерен для членов «Шестёрки» (дружеского объединения французских композиторов, искавших новые пути развития искусства). Например, Дариус Мийо создал произведение с весьма выразительным заглавием «Каталог сельскохозяйственных машин» (композитор положил на музыку текст каталога технологической выставки). Для композиторов «Шестерки» образы современного города, индустриальной техники со всей ее грандиозной мощью были тем, что они – молодые новаторы – могли противопоставить идеям романтизма. Однако в данном случае нельзя сказать, что образ паровоза послужил источником вдохновения для Артюра Онеггера.
Создавая симфоническое произведение, Онеггер не ставил себе цели подражать звукам, которые создает локомотив в процессе работы, или «рисовать» средствами музыки картину наращивающего скорость и удаляющегося поезда. Более того – приступая к работе над этим сочинением, он поначалу вообще не задумывался о паровозе: «Я руководствовался весьма отвлеченным замыслом вызывать впечатление… ускоренного движения», передаваемого в музыке «с математической точностью», – так охарактеризовал свое намерение сам Онеггер. Первоначально он дал своему сочинению абстрактное заглавие «Симфоническое движение», однако автор «счел его несколько бледным». Когда партитура была уже завершена, Онеггер пришел к мысли связать обобщенный образ ускоряющегося движения с конкретным образом наиболее мощного в то время паровоза весом в триста тонн, способного развить скорость до 120 км/ч. (примечательно, что так же Оннегер поступил и с Симфоническим движением № 2, присвоив ему заглавие «Регби». Без программного заголовка осталось только Симфоническое движение № 3, и композитор впоследствии предполагал, что именно по этой причине музыковеды уделяли ему мало внимания). Характер музыкального развития действительно давал повод для ассоциаций с поездом: от «ровного дыхания» через постепенное ускорение к тому состоянию, которым проникнут стремительно несущийся поезд.
Воплощение столь непривычного для музыкального искусства образа требовало неординарных средств. Тем не менее, многие выразительные средства, которыми воспользовался Онеггер, нельзя считать «разрывом с традициями», хотя трактовал их композитор по-новому. Например, он не отказывается от тональной основы – более того, все темы строятся на обыгрывании тонического трезвучия, но именно это и придает им «механический» характер. В области музыкальной формы Оннегер сам указал на классический ориентир, определив свое сочинение как «обширную хоральную вариацию, пронизанную насквозь контрапунктическими линиями в духе баховского стиля».
Жанр сочинения может быть определен как музыкальная картина (от поэмы «Пасифик 231» отличается единством образа, а масштабы симфонической миниатюры он превосходит). «Ровное дыхание в состоянии покоя», о котором говорил Онеггер, передано выдержанными аккордами струнной группы и тремоло тарелки, для исполнения которого композитор требует использовать колотушку для литавр с целью создания особого тембра. Постепенное укорачивание длительностей создает впечатление ускоряющегося движения, но ритм при этом сохраняет «механическую» четкость. Две темы, находящиеся в едином образном русле, развиваются в вариациях, которые все дальше отходят от варьирования как такового, приближаясь к разработочному развитию. Кода создает эффект торможения – такого же равномерного, каким было ускорение в начале.
«Пасифик 231» впервые прозвучал в Париже в 1924 г., дирижировал Сергей Александрович Кусевицкий. Столь новаторское произведение не могло не вызвать бурю эмоций, в большинстве своем – негативных. Критики «награждали» Онеггера таким нелестным для композитора эпитетом, как «механик». Не остались в стороне и художники-карикатуристы, изображавшие автора в образе машиниста. Потребовалось время, чтобы сочинение Онеггера было принято публикой и вошло в репертуар симфонических оркестров. В СССР «Пасифик» впервые прозвучал в 1926 г. – сначала в Ленинграде, затем в Москве – под управлением французского дирижера Пьера Монтё.
Публикации
- Реинкарнация «Персимфанса» (belcanto.ru) (11.03.2014 в 15:01)