Опера Кабалевского «Семья Тараса»

The Taras Family

01.06.2011 в 16:50.

СЕМЬЯ ТАРАСА — опера Д. Кабалевского в 4 д. (7 к.), либретто С. Ценина по мотивам повести Б. Горбатова «Непокоренные». Премьера 1-й редакции (в 4 д., 6 к.): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2 ноября 1947 г., под управлением С. Самосуда; 2-й редакции (в 4 д., 8 к.) — Ленинград, Театр им. Кирова, 7 ноября 1950 г., под управлением Б. Хайкина. На основе 2-й редакции были осуществлены постановки в Свердловске, Москве (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1951 г.), Куйбышеве (1951), Риге, Харькове, Софии (1952), Душанбе (1953); опера возобновлена в Ленинграде в 1964 г. Премьера 3-й редакции (в 4 д., 7 к.): Москва, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, 17 ноября 1967 г.

Действие оперы развертывается в годы Великой Отечественной войны. Старший сын рабочего Тараса, коммунист Степан, возглавляет партизанский отряд на оккупированной врагом территории. Сын Андрей уходит на фронт. Младшая дочь, школьница Настя, втайне от отца вместе с комсомольцами участвует в подпольной борьбе с захватчиками. Рабочие взрывают завод, чтобы не отдать его в руки оккупантов. Сначала Тарас не принимает участия в сопротивлении. Однако, видя преступления, чинимые фашистами, он дает клятву бороться с врагом. Степан и его отряд наносят удар за ударом по тылам фашистов. Младший сын Андрей оказался трусом. Тщетно пытается он спрятаться в доме отца. Старый Тарас прогоняет его. За отказ ремонтировать подбитые вражеские танки Тарас ранен гестаповцем. По заданию Степана комсомольцы, и среди них Настя, взрывают фашистский штаб, размещенный в школе. Гестаповцы арестовывают Настю, она обречена на смерть. Красная Армия вступает в город, и среди ее бойцов — Андрей, искупивший вину перед Родиной.

«Семья Тараса» — одна из лучших советских опер, посвященных Великой Отечественной войне. Музыкальный язык ее суров, возвышенно драматичен. Композитор нарисовал правдивые образы героев. Несомненно, что имена и характеры Тараса, Степана, Андрея даны по аналогии с гоголевскими Тарасом, Остапом и Андрием. Духовный мир Насти благороден и чист, лирика ее молодой любви пленяет задушевностью. Однако есть в дочери Тараса не только девичья прелесть, но и несгибаемое мужество, любовь к народу; и это дает ей силы бестрепетно пойти на смерть. Прекрасный образ Насти — высшая удача композитора, в чьем творчестве широко представлена тема юности.

А. Гозенпуд

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова