Опера Николая Римского-Корсакова «Садко»

12.01.2011 в 15:04.
Илья Репин. «Садко», 1876

Опера-былина в семи картинах Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто композитора и В. И. Бельского по мотивам русских былин.

Впервые исполнена 26 дeкaбpя 1897 (7 января 1898) года в Москве, на сцене Русской частной оперы (театр С. И. Мамонтова).

Главные действующие лица: Садко (тенор), Волхова (сопрано), Любава (меццо-сопрано), Нежата (контральто), Дуда (тенор), Сопель (тенор), Окиан-море (бас), Варяжский гость (бас), Индийский гость (тенор), Веденецкий гость (баритон), Видение (баритон), Фома Назарьич (тенор), Лука Зиновьич (бас).

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью. Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны. Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

М. Друскин


Ф. Ф. Федоровский. «Садко». Опера Н. Римского-Корсакова. 1935 год

К сюжету новгородской былины о Садко Николай Андреевич Римский-Корсаков впервые обратился в 1867 году. Идею подсказал ему критик В. Стасов, поначалу предлагавший сюжет М. А. Балакиреву и М. П. Мусоргскому, но они энтузиазма не проявили, а вот Н. А. Римского-Корсакова идея заинтересовала. Садко – не вполне типичный для былинного эпоса герой. Это не богатырь, сражающийся с врагами Руси и чудовищами – это сначала бедный гусляр, а затем богатый купец, странствующий по «окиану-морю синему», попадающий в подводное царство, встречающийся там с Морским царем, которого покоряет своей игрой на гуслях, и его дочерями… Такой герой мог увлечь Н. А. Римского-Корсакова как воплощение чудесной силы искусства. Привлекал его и образ моря, играющий столь заметную роль в сюжете – ведь он недавно вернулся из кругосветного путешествия, морских впечатлений было больше, чем достаточно.

За три с половиной месяца Н. А. Римский-Корсаков создал симфоническую картину «Садко», в том же году она была исполнена под управлением М. А. Балакирева, который весьма высоко оценил произведение. Но в 1880-х годах образ новгородского купца-гусляра вновь завладевает воображением композитора – теперь он задумывается о создании оперы. В разработке плана будущего произведения ему помогли Н. Финдейзен, В. Ястребцев, Н. Штруп, В. Стасов. Либретто написал В. Бельский, с которым Н. А. Римский-Корсаков впоследствии сотрудничал не раз. Источниками послужили различные варианты былины «Садко, богатый гость», былина «Терентий-гость», сказка о Морском царе и Василисе Премудрой из сборника А. Н. Афанасьева, стих о Голубиной книге.

Над оперой «Садко» Н. А. Римский-Корсаков работал в усадьбе Вечаша, расположенной недалеко от Пскова. Он особенно любил работать, сидя на мостках над озером – соприкосновение с водной стихией особенно способствовало погружению в историю о Морском царе и царевне Волхове. Сюжет в процессе работы подвергся изменению – появилась Любава, жена главного героя.

Жанр оперы «Садко» Н. А. Римский-Корсаков определил как «опера-былина». Стихия былины, эпоса ощущается здесь во всем. Опера не разделена на акты – она состоит из семи картин, расположенных симметрично: в первой, четвертой и заключительной сосредоточены массовые сцены, во второй и шестой – фантастические образы, а в третьей и пятой – лирико-драматические. Некоторые события представляются дважды – например, осмеяние Садко на пиру излагается в последующей песне скоморохов. Даже речитативы оперы проистекают не из разговорной повседневной речи, а из былинного сказа. Мелодиями песенного склада обрисованы образы реалистические, противопоставленные фантастическим, охарактеризованным причудливыми мелодиями и необычными гармониями.

Вновь – второй раз после «Снегурочки» – возникает в опере Н. А. Римского-Корсакова пленительный образ ирреальной женщины. Музыкальная характеристика царевны Волховы – дочери Морского царя – во многом близка образу дочери Мороза и Весны: «холодный» тембр сопрано, причудливый вокализ при первом появлении. Подобно Снегурочке, Волхова, преображаемая любовью, проходит путь от холодного стихийного существа до страдающей женщины, чтобы погибнуть в финале – обратиться в реку Волхов – простившись с любимым в проникновенной лирической арии-колыбельной. Как и в «Снегурочке», ирреальной девушке противопоставлена женщина из плоти и крови – Любава.

Характеризуя фантастические образы, Н. А. Римский-Корсаков не ограничивается красками оркестровыми – он ищет новых ладовых «красок». Тема Морского царя построена на искусственном ладе, известном как «гамма Римского-Корсакова» – тон-полутон.

Одним из главных «действующих лиц» оперы «Садко» остается море. «Окиан-море синее» – такое название носит оркестровое вступление к опере «Садко». Она построена на кратком нисходящем мотиве, состоящем всего из трех нот. Его варьирование создает выразительную музыкальную картину моря. Эта тема становится лейтмотивом моря, который не раз возвращается на протяжении оперы.

Н. А. Римский-Корсаков завершил оперу «Садко» в 1896 году. В Мариинском театре, где предполагалось ее поставить, с нею ознакомились И. Всеволжский – директор императорских театров, дирижер Э. Направник и другие. Учитывая неудачу предыдущей оперы Н. А. Римского-Корсакова – «Ночь перед Рождеством» – дирекция изначально отнеслась к новому его произведению предвзято, оперу даже не дослушали до конца, сочли слишком сложной для постановки, но все же оставили последнее слово за императором. Тот посоветовал вместо этой оперы «подыскать что-нибудь повеселее». После неудачи в Мариинском театре музыкальный критик С. Кругликов посоветовал Н. А. Римскому-Корсакову поставить оперу в Московской частной опере С. И. Мамонтова.

Премьера оперы «Садко» состоялась в Москве в декабре 1897 года. Н. А. Римского-Корсакова этот спектакль не удовлетворил – композитор усмотрел в нем множество недочетов – но оперу хорошо приняли и зрители, и критики.

Записи

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова