Шуман. Симфония No. 2

Symphony No. 2 (C-dur), Op. 61

10.03.2011 в 15:04.
Роберт Шуман / Robert Schumann

Если Первая симфония Роберта Шумана была написана за несколько дней, то работа над Второй растянулась на долгие месяцы. Это было обусловлено состоянием, в котором пребывал тогда композитор. Двухмесячная гастрольная поездка в Россию, во время которой он сопровождал супругу, пагубно отразилась на его здоровье (возможно, не последнюю роль сыграло то обстоятельство, что в глазах российской публики он оставался «мужем Клары Шуман», хотя некоторые его произведения в России исполнялись). По возвращении в Лейпциг Шуман впал в депрессию. Это состояние препятствовало и работе в «Новом музыкальном журнале», который композитор основал, и сочинению музыки. Семья переехала из Лейпцига в Дрезден, где обстановка была более спокойной, но справиться с обострившимся нервным заболеванием удалось не сразу, и потому 1845 г. стал для Шумана не особенно плодотворным – в течение его было написано не так много произведений, но одним из них стала Симфония № 2 до мажор, которую композитор, по его словам, создал «еще полубольной».

Первые контуры будущей симфонии – еще не вполне ясные – возникают в сентябре 1845 г.: «В последние дни во мне что-то барабанит и трубит», – говорил тогда композитор, но замечал, что не знает, «что из этого получится». Во второй половине декабря появляются эскизы симфонии. Композитор работает над нею в течение последующего года, сочинение продвигается медленно, многие эпизоды переписываются неоднократно. По словам Шумана, во время работы над до-мажорной Симфонией он «испытывал еще физические страдания», и сочинение ее стало для него не просто творческим процессом, а «сопротивлением духа», таким способом он боролся с болезнью.

Состояние, в котором пребывал Шуман в период создания Симфонии № 2 до мажор, отразилось на его облике. Она отличается несколько меньшей цельностью, чем предыдущая симфония – как метко заметил немецкий музыковед Герман Кречмар, в ней «перемешаны жемчуг и песок». Сам Шуман отмечал «переменчивость и противоречивость» произведения, особенно первой его части, но главной особенностью Симфонии с точки зрения композитора являлся тот «дух борьбы», которым она проникнута. Было бы ошибкой искать в этом сочинении автобиографические мотивы как таковые («погружение в себя» в том состоянии, в котором пребывал композитор, было бы бесполезно и даже опасно – и он, вероятно, интуитивно чувствовал это) – внимание композитора сосредотачивается на обобщенной идее борьбы и преодоления. Своей масштабностью и героическим настроем это произведение напоминает симфонии Людвига ван Бетховена (и все же Шуману подобные музыкальные образы были свойственны в меньшей степени, чем Бетховену – вероятно, этим и объясняется некоторая противоречивость Симфонии).

Основная идея до-мажорной Симфонии – стремление «выйти из мрака» – очень отчетливо выражается уже в развернутом вступлении к первой части Sostenuto assai – Allegro, ma non troppo. В первом разделе вступления появляются две темы, противопоставляемые друг другу: первая – скованная, вторая, мощно излагаемая медными духовыми, основанная на квартовой интонации – призывная и активная. В дальнейшем она играет в симфонии роль лейтмотива. Во втором разделе вступления с той же темой сопоставляется жалобный мотив, появляющийся у деревянных духовых. Этот мотив вплетается в главную партию, но здесь он преображается благодаря пунктирному ритму, присутствующему в каждом такте – мрачной печали противопоставляется активное действие. Беспокойное движение струнных из вступления предстает в преображенном виде в побочной партии. Разработка тоже пронизана активным движением, но колорит ее более сумрачный, чем в экспозиции. Зловеще звучит хроматическое движение параллельных аккордов. В музыкальной ткани разработки переплетаются разные мотивы, но победу одерживает волевая тема, впервые появившаяся во вступлении – она утверждается и в репризе, и в коде.

Вторая часть – Scherzo. Allegro vivace – контрастирует первой с ее образами борьбы. Причудливость мелодической линии главной партии подчеркивается красочными гармониями и тембровыми сопоставлениями. Первое трио имеет оттенок народной танцевальности, во втором трио господствует песенность. Лейтмотив симфонии напоминает о себе в коде, провозглашаемый медными духовыми.

Третья часть – Adagio espressivo – истинная «жемчужина» симфонии. Строгость арии в духе Иоганна Себастьяна Баха сочетается в ней с лирической проникновенностью романса. Широкая тема приобретает особую выразительность благодаря острым интервалам. В развитии темы пульсирующий аккомпанемент сочетается с полифоническими элементами фактуры.

Четвертая часть – Allegro molto vivace – отличается целеустремленностью музыкального развития. По словам Шумана, здесь он «впервые начал ощущать себя» – тяжелое душевное состояние было преодолено. Ликующе звучит маршеобразный рефрен. В одном из эпизодов развиваются интонации второй части. В коде лейтмотив симфонии трансформируется в гимническую мелодию.

Симфония была завершена осенью 1845 г., и в ноябре она впервые прозвучала в исполнении лейпцигского оркестра Гевандхауза под управлением Феликса Мендельсона-Бартольди.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова