Шуберт. Симфония No. 5
Symphony No. 5 (B-dur), D. 485
09.03.2011 в 19:20.Симфония № 5, созданная Францем Шубертом осенью 1816 г., стала последней из его симфоний, применительно к которым можно говорить если не о подражании венскому классицизму, то о значительном его влиянии. В особенности явственно здесь сходство с творениями Вольфганга Амадея Моцарта – та же исключительная соразмерность формы, ясность изящных мелодий. Если Четвертую симфонию композитор с полным на то основанием назвал «Трагической», то в этом произведении господствуют светлые образы.
Пятую симфонию Франц Шубрет создавал для того же любительского оркестра, что и Четвертую. Можно предположить, что осенью 1816 года в нем по каким-то причинам не было трубачей, кларнетистов и исполнителя на литаврах – этих инструментов в партитуре симфонии нет (а может быть, отказ от них был связан с композиторским замыслом – установить это уже невозможно).
Подобно Моцарту в Симфонии № 40, Шуберт в Симфонии № 5 отказывается от традиционного вступления в медленном темпе и начинает первую часть сразу же с главной партии сонатного аллегро. Этой радостной теме в танцевальном ритме особую легкость и беззаботность придают пассажи, в которые «вовлекаются» то скрипки, то виолончели, то флейты. Побочная партия главной не противопоставляется – она тоже идет в танцевальном ритме, тоже отличается жизнерадостностью, хотя и более лирична. О некотором контрасте (но не конфликтности) можно говорить лишь применительно к связующей и заключительной – их интонации более решительны и энергичны, чем у главной и побочной. Такое соотношение тем в экспозиции не предполагает масштабной разработки – и действительно, по размерам она невелика. Ее начало отмечено неожиданным сдвигом в далекую тональность. Материалом для разработочного развития становятся в основном интонации главной партии, которые здесь теряют свою беззаботность и приобретают даже некоторый драматизм, но ненадолго: образный строй экспозиции возвращается в репризе.
Для второй части Шуберт избирает двойную трехчастную форму. Первая тема с ее грацией и закругленностью мелодических фраз заставляет вспомнить о моцартовских мелодиях, но во второй теме уже сильнее выражены типичные черты мелодий Шуберта. В проведении ее очень красочным, выразительным штрихом выглядит сопоставление деревянных духовых и скрипок.
В третьей части переплетаются черты классического менуэта и более типичного для творчества Шуберта танца – лендлера. Стихия народного танца, проявляющаяся даже в крайних частях, безраздельно господствует в трио. Здесь Шуберт использует мелодию украинской народной песни, излагают которую скрипки и фагот – и этот штрих заставляет вспомнить о Йозефе Гайдне.
Еще в большей степени близость к Гайдну проявляется в финале: ощущение праздника; не противопоставляемые, а интонационно родственные главная и побочная партии, излагаемые в сходной оркестровке – у скрипок и флейт. Настроение беззаботного веселья господствует в четвертой части, как и в гайдновских финалах, которые в данном случае могли служить ориентиром для молодого композитора.
Судьба Симфонии № 5 си-бемоль мажор оказалась чуть более счастливой, чем у предыдущей: Шуберту все-таки довелось услышать ее. Любительский оркестр, который не смог осилить Четвертую симфонию, исполнил Пятую вскоре после того, как она была завершена композитором. Произошло это на вечере домашнего музицирования у Отто Хатвига – музыканта городского театра. Но это первое исполнение очень долго оставалось единственным. И только в феврале 1873 г. – когда Шуберта уже более пяти десятков лет не было в живых – состоялась публичная премьера произведения в Лондоне.
Публикации
- Боги и герои Mozartwoche-2015. Часть II (belcanto.ru) (15.03.2015 в 19:40)