Прокофьев. Симфония No. 5
Symphony No. 5 (B-dur), Op. 100
19.03.2011 в 12:11.Симфонию № 5 Сергей Сергеевич Прокофьев создал в 1944 году, возвратившись к этому жанру после шестнадцатилетнего перерыва. Произведение это значительно отличалось от всех предыдущих его симфоний. В ней не было какой-либо стилизации – как в «Классической», не было связи со сценическими произведениями, как в Четвертой, в которую был включен материал балета «Блудный сын», или Пятой, связанной с оперой «Огненный ангел». Это была симфония, целиком принадлежащая к области «чистой музыки» (что и предполагает изначально данный жанр). Хотя параллельно с нею композитор работал над двумя сюжетными произведениями – балетом «Золушка», который он в то время оркестровал, и музыкой к фильму «Иван Грозный» – на характере симфонии это не отразилось.
Структура симфонии почти традиционна – это четырехчастный цикл, открываемый сонатной формой (правда, в медленном темпе) и завершающийся энергичным финалом, отступление касается двух средних частей: медленная часть – не вторая, а третья, а непосредственно за сонатным аллегро следует скерцо. Преобладание героических образов, а также некоторые черты эпической драматургии (в частности, неконфликтность тем в первой части) позволило современникам называть произведение «богатырской симфонией наших дней».
Первая часть начинается непосредственно с главной партии – широко развертывающейся мелодии эпического характера, несущей в себе героическое начало. Таким же «широким дыханием» отличается побочная, ее мужественная лирика не противопоставляется главной, а раскрывает иную грань образа, представленного ею. Замыкают экспозицию две темы, одна из которых родственная главной, а другая отличается остротой, легкостью, внося некоторый контраст в образный строй экспозиции. Героические образы получают развитие в разработке, в которой участвуют все темы экспозиции, приобретающие действенный, волевой характер. Драматизация и героизация тем достигает высшей точки в репризе и в особенности – в триумфальной коде с ее мощной оркестровой тканью и широким использованием ударных инструментов.
Крайние разделы второй части – скерцо – пронизывает остинатное ритмическое движение. На фоне его возникает беспокойная тема с оттенком гротеска, «перебрасываемая» от инструмента к инструменту. Причудливые образы мелькают в ее тембровом и тональном варьировании. Эта зловещая токкатность в среднем разделе уступает место танцевальным ритмам (в основном – вальсовому). Особенно мрачной выглядит реприза с ее замедленным темпом, постепенно «раскручивающимся» до вихревой пляски.
Третья часть – медленная – исполнена мелодий широкого дыхания. Они перекликаются с побочной партией главной части – то же сочетание лирики и силы. В среднем разделе можно даже усмотреть жанровую основу в лице русского причитания. Эта часть с особой ясностью напоминает о том, в какое тяжелое для страны время создавалась симфония. Картина народного бедствия достигает предельного драматизма в пассажах, предшествующих репризе.
Часть четвертая имеет традиционную для финала форму рондо-сонаты. Медленное вступление перекликается с первой частью, интонационно родственна ей и главная партия, но ее скерциозный характер создает принципиально иной образ – энергичная массовая пляска. В русле этого жизнерадостного колорита находится и побочная партия, дополняющая образ своей светлой лирикой. В среднем эпизоде в басах возникает тема, напоминающая русскую песню, но и она обрастает сопровождающими голосами в танцевальном ритме, а в коде ее элементы объединяются с главной партией в ликующем звучании.
Первое исполнение Симфонии № 5 под управлением самого Сергея Сергеевича Прокофьева состоялось в Москве в январе 1945 года.