Франк. Симфония ре минор

Symphony (d-moll), M. 48

10.03.2011 в 19:45.
Сезар Франк / César Franck

Симфонию ре минор Сезар Франк завершил в 1888 г. Примерно в те же годы рождались такие произведения, как Симфония No 4 ми минор Иоганнеса Брамса, Симфония No 3 до минор Камиля Сен-Санса, Симфония No 5 Петра Ильича Чайковского. Но если все эти сочинения были для своих создателей «одними из многих», то Симфония ре минор, будучи первой для Франка (не считая юношеской, которую автор не счел достойной исполнения и издания), так и осталась единственной. Опыт, необходимый для создания столь масштабного произведения приобретался композитором в других оркестровых сочинениях (симфонических поэмах «Эолиды» и «Проклятый охотник»), камерных сочинениях, органной музыке.

Почему после юношеского опыта композитор так долго не решался подступиться к этому жанру? Определенную роль в этом играло отсутствие перспективы исполнения – Париж традиционно считался «театральной столицей» Европы, но к симфонической музыке там проявляли мало интереса. Но даже в 1871 г., когда благодаря возникновению Национального общества музыки ситуация стала меняться, Франк не спешил завершать симфонию, хотя первые ее эскизы появились в 1868 г. – композитор очень ответственно подходил к созданию такого глубокого и масштабного сочинения, к тому же, много времени отнимала педагогическая деятельность и обязанности органиста.

Наряду с камерными ансамблями Симфония ре минор принадлежит к числу тех сочинений Сезара Франка, в которых в полной мере проявилась связь с классическими традициями. Эти произведения метко характеризуются словами композитора Поля Дюка: «У Франка сама мысль классична, то есть предельно обобщена и воплощена в классическом построении». Тем не менее наряду с классическими чертами в Симфонии Франка можно усмотреть черты романтические. Сохраняя классический принцип чередования контрастирующих частей, композитор все-таки отходит от традиций: Симфония ре минор не четырехчастна, а трехчастна, причем нельзя сказать, что Франк отказался от одной из средних частей – медленной или скерцо: вторая часть сочетает в себе их черты. Такое «стирание границ» между частями сближает произведение с принципами симфонической поэмы. В том же русле находится использование сквозных лейттем – традиция, заложенная Гектором Берлиозом и Ференцем Листом.

Первая часть – Lento – Allegro non troppo – наиболее драматична. В медленной интродукции излагается неустойчивая, тревожная тема, которая станет лейтмотивом произведения. Она состоит из двух мотивов – «вопрошающего» и спокойно ниспадающего. Приобретая волевую активность, эта тема преображается в главную партию. После повторного изложения интродукции и главной партии появляется первая тема побочной – светлая, оплетаемая хроматизмами. Вторая тема побочной партии исполнена лирической патетики, в дальнейшем развитии она приобретет значение второго лейтмотива. В обширной, экспрессивной разработке главная партия драматизируется, но ласковая вторая тема побочной партии вносит успокоение. Интонациями этой темы, звучащими у флейты, открывается мощная волна нарастания, которая приведет к кульминации – началу репризы, где развитие продолжается, и лишь при переходе к побочной партии, звучащей в одноименном мажоре, напряжение спадает. Побочная партия завершается просветленно и умиротворенно, но драматические образы возвращаются в коде, исключительно мощно звучит вопрошающий мотив из интродукции.

Драматизм отступает во второй части – Allegretto. Первая тема – простая, печальная, напоминающая народный напев – излагается английским рожком, вторую тему – более светлую и взволнованную – проводят скрипки. Более сумрачен средний раздел, выполняющий в симфонии функцию скерцо: триольное вращение мелодии напоминает картину метели.

В энергичном финале – Allegro non troppo – преобладают восторженные, светлые настроения. Оживленная, радостная главная партия излагается виолончелями и фаготами, затем – скрипками. Сходна с нею по образному строю побочная, в которой звучат фанфарные интонации. Колорит омрачается лишь в эпизоде, предваряющем разработку – как воспоминание о пережитых страданиях, возникает мотив из интродукции первой части, но затем возвращается главная партия финала. Развиваясь, она не меняет своего характера, но растет и крепнет, чтобы подвести к ликующему звучанию побочной. Вновь возникает мрачный мотив, и новая волна развития приводит к репризе, где мощно и приподнято звучит главная партия, а побочная заменяется пасторальной первой темой из второй части. В обширной коде две темы первой части – интродукция и вторая тема побочной – синтезируются, сливаясь в светлом, торжественном звучании.

Мировая премьера Симфонии состоялась в феврале 1889 г. в Обществе концертов консерватории под управлением Жюля Гарсена (и во многом благодаря той настойчивости, которую проявил дирижер). Произведение не было единодушно признано современниками. Например, один из профессоров консерватории заявил: «Это все что угодно, но только не симфония!» Свое суждение он мотивировал тем, что Франк использовал в симфонии английский рожок, чего не делали ни Йозеф Гайдн, ни Людвиг ван Бетховен. Еще резче высказался о сочинении Франка композитор Шарль Гуно, усмотревший в ней «творческое бессилие, возведенное в догму». Но были и другие суждения. Молодой Клод Дебюсси, присутствовавший на генеральной репетиции, сказал: «Это чересчур солидно построено, и все же это настоящая музыка!» Реакцию публики на премьере весьма выразительно описал в своем дневнике писатель Ромен Роллан: «В зале публика трех видов. Бешеные аплодисменты – их мало; возгласы «Тише!» (обыкновенно редкие в консерватории) – их много… Во время исполнения я даже видел слушателей, демонстративно заткнувших себе уши. И, наконец, безразличное большинство». Неуспех произведения не выбил Франка из колеи: «О, это звучало именно так, как я себе представлял!» – говорил композитор.

Потребовалось время, чтобы творение Франка было принято публикой и обрело популярность, особенно во Франции. В России ре-минорная Симфония Франка впервые прозвучала в 1897 г. в Киеве под управлением Александра Николаевича Виноградского.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова