Геннадий Рождественский
04.12.2010 в 13:35.«Хоть он и универсален по своему отношению к музыкальным жанрам и репертуару, но, думаю, в репертуаре у него есть свои склонности и симпатии. Прежде всего — чувство нового. Ему интересно первым дать жизнь тому или иному новому сочинению и, таким образом, начать традицию его исполнения. Новому или редко исполняемому, или несправедливо забытому. Это касается и классики, и современной музыки — зарубежной, русской, советской». Так писал о Геннадии Рождественском известный советский композитор Родион Щедрин.
Чувство нового. Да, это действительно отличительная черта. Причем не только, так сказать, в прямом смысле. Интерес к современной музыке всегда был характерен для Рождественского. Сколько премьер он провел — не сочтешь. И этот интерес не ослабевает у него с годами. Можно напомнить, что именно он в конце восьмидесятых годов представил слушателям крупные сочинения Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной и многих других композиторов.
Но это чувство нового владеет Рождественским и тогда, когда он обращается к музыкальным созданиям прошлого. Правда, и в признанной художественной сокровищнице он умеет найти своего рода новинки. В качестве примера назовем его грандиозный концертный цикл «Антон Брукнер и его время», где наряду с симфониями великого венца звучали практически неизвестные у нас сочинения Брамса (так называемая Нулевая симфония), кантаты Мендельсона и Малера, хоры Шёнберга, мелодекламация «Энох Арден» Рихарда Штрауса, песни К. Леве, Г. Вольфа, Ф. Ницше, А. Иенсена. Грандиозная панорама! Не менее внушительно выглядел и другой цикл восьмидесятых годов — «Богуслав Мартину и чешская музыка XX века».
Однако новизна исполнительского облика Рождественского не сводится только к открытию неизвестных (в той или иной степени) пластов музыки. Новизна заключена и в самом подходе дирижера даже и к хорошо знакомым сочинениям. Его склонности не пребывают в неподвижной застылости. «Близость стиля, — говорит он, — понятие относительное. Восприятие того или иного стиля, одного или другого автора со временем меняется. Так, в моем сознании поменялись местами Чайковский и Рахманинов: раньше предпочитал Рахманинова, теперь — наоборот. Одинаково близки остались Скрябин, французские импрессионисты. За последние годы громадно „вырос“ Брукнер, постепенно приближается Бетховен. Все более привлекают Моцарт и Гайдн. Отношение к современной музыке в общем стабильно: Стравинский, Прокофьев, Шостакович.»
Как видим, диапазон колоссальный. И это касается не только концертной эстрады, но и музыкального театра. Именно театр открыл нам новый дирижерский талант. Конечно, в его становлении значительную роль играли семейные традиции: мать — певица Наталья Петровна Рождественская и отец — дирижер Николай Павлович Аносов. Но главное, сам склад человеческой и художественной натуры Геннадия Николаевича.
Вот его слова: «Одним из основных качеств дирижера является способность к живому контакту с людьми. Если инструмент при этом имеет в виду только публику, то у дирижера, образно говоря, два фронта воздействия, два фронта общения с людьми — публика и оркестр. Молодой человек, мечтающий стать дирижером, должен обладать способностью к передаче своих намерений другим исполнителям, он должен заставить их поверить, что они хотят того же, чего хочет он сам. И при этом дирижер должен подавить в каждом из них „служащего“ и каждого из них сделать артистом, творцом. Он должен интуитивно чувствовать, что нужно пробудить в каждом оркестранте, как наилучшим способом использовать его дарование, как добиться от него максимальной художественной отдачи. Я уже не говорю о таких „пустяках“, как отличное знание музыкальной литературы, более чем среднего уровня память, выразительные руки, наконец, острый слух. Кстати, дирижеру, мне кажется, предпочтительно иметь темброво-высотный слух, нежели абсолютный, хотя последний тоже, в общем, не мешает».
Всем этим артистическим и одновременно профессиональным комплексом обладает Геннадий Рождественский. Разные его грани по-разному развертывались на каждом этапе многолетней художественной деятельности артиста. В Большой театр он пришел совсем молодым, начинал здесь с балета (среди премьерных работ — «Спартак» А. Хачатуряна и «Кармен-сюита»), а затем осуществил памятные оперные постановки. В бытность Рождественского главным дирижером Большой театр жил насыщенной творческой жизнью. Столь же плодотворным было содружество Геннадия Николаевича с Большим симфоническим оркестром Гостелерадио. Сколько концертных программ, сколько выступлений в эфире, сколько записей. Это была золотая страница в истории нашей симфонической культуры. Бюрократическая машина застойных лет оборвала эту художественную связь.
С именем Рождественского сопрягается и расцвет Московского камерного музыкального театра, где он поставил ряд опер, о которых любители музыки до тех пор знали лишь понаслышке, и в том числе такие шедевры, как «Нос» Д. Шостаковича, «Похождения повесы» И. Стравинского.
К тому времени артистический авторитет Рождественского приобрел мировые масштабы. Гастроли дирижера с нарастающим успехом проходили в разных странах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно он стал первым советским музыкантом, возглавившим зарубежный симфонический оркестр. Сперва Стокгольмская филармония, затем оркестр Би-би-си и Венский симфонический оркестр. Наконец, в 1983 году Рождественский снова обретает свой художественный коллектив в Москве. За короткое время Симфонический оркестр Министерства культуры СССР стал одним из главных действующих лиц столичных концертных сезонов.
Имя Геннадия Рождественского прочно вписано сегодня в список современной артистической гвардии. Его замечательное искусство знают и любят миллионы людей. Он заслужил эту любовь всей своей деятельностью, своей беззаветной преданностью музыке.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1991 г.
Публикации
- Академично мыслящий дирижёр — угроза бизнесу (belcanto.ru) (26.10.2021 в 21:21)
- 130 лет Прокофьеву (belcanto.ru) (23.04.2021 в 21:39)
- «Фирма Мелодия» представила избранные сочинения Георгия Свиридова (belcanto.ru) (17.05.2019 в 13:48)
- Фламандский лоск русского «Игрока» Сергея Прокофьева (belcanto.ru) (08.07.2018 в 21:07)
- Атлант. Памяти Геннадия Рождественского (belcanto.ru) (21.06.2018 в 12:15)
- Премьера оперы «Фрида и Диего» Калеви Ахо (belcanto.ru) (30.10.2017 в 16:55)
- «Турок в Италии» — своевременный эксперимент Театра Покровского (belcanto.ru) (21.06.2017 в 00:43)
- «Турок в Италии» Россини: знаковая премьера на Никольской (belcanto.ru) (17.06.2017 в 22:45)
- Премьера «Орфея» Глюка в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (26.12.2016 в 20:07)
- Премьера забытой оперы Римского-Корсакова в Камерном театре (operanews.ru) (18.04.2016 в 19:30)
- «Лиса-плутовка» обжила Камерный музыкальный театр (belcanto.ru) (12.11.2015 в 17:59)
- «Лиса-плутовка» в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (09.11.2015 в 19:01)
- Интервью с Ольгой Кульчинской (operanews.ru) (26.01.2015 в 19:46)
- Прикоснуться к «Носу» (operanews.ru) (03.11.2014 в 18:58)
- «Леонора» Бетховена в Камерном музыкальном театре (belcanto.ru) (20.10.2014 в 22:23)
- Премьера «Леоноры» Бетховена в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (20.10.2014 в 21:42)
- «Мавра» в Театре Покровского (belcanto.ru) (12.06.2014 в 15:01)
- Премьера «Мавры» Стравинского в Камерном музыкальном театре (operanews.ru) (09.06.2014 в 19:55)
- «Царская невеста» в Большом театре (operanews.ru) (02.03.2014 в 21:22)
- «Царская невеста» вернулась в Большой (belcanto.ru) (02.03.2014 в 21:22)
- Российская премьера оперы Бриттена «Смерть в Венеции» (belcanto.ru) (26.12.2013 в 16:42)
- Российская премьера «Блудного сына» Бриттена в Москве (operanews.ru) (01.12.2013 в 18:30)
- Премьера «Блудного сына» Бриттена в Москве (belcanto.ru) (26.11.2013 в 14:09)
- Вебер + Малер + Рождественский = «Три Пинто» (operanews.ru) (07.07.2013 в 15:14)
- Терпение и труд «Трёх Пинто» перетрут (belcanto.ru) (07.07.2013 в 11:27)
- Интервью с Владимиром Понькиным (belcanto.ru) (13.06.2013 в 15:01)
- В БЗК прошел концерт, посвященный 100-летию Покровского (operanews.ru) (09.09.2012 в 20:52)
- Приношение Покровскому (belcanto.ru) (05.09.2012 в 09:38)
- Концерт «Геннадий Рождественский и его ученики» в БЗК (belcanto.ru) (14.05.2012 в 12:33)
- «Идоменей», немецко-русская версия… (belcanto.ru) (11.12.2011 в 13:11)
- Премьера «Идоменея» в Театре Покровского (operanews.ru) (04.12.2011 в 12:02)
- Изумительный ералаш (belcanto.ru) (05.01.2010 в 10:23)
- «Домашняя война» и другие опусы от Геннадия Рождественского (belcanto.ru) (25.12.2008 в 11:40)
- Отросток немецкого ствола (belcanto.ru) (13.12.2007 в 11:52)
- Малоизвестные страницы Шостаковича (belcanto.ru) (30.11.2006 в 21:16)
- Геннадию Рождественскому — 75! (belcanto.ru) (04.05.2006 в 23:32)
- Фантазии и бурлески от семейного дуэта (belcanto.ru) (22.01.2004 в 12:13)
- В «Геликон-опере» поставили «Средство Макропулоса» (belcanto.ru) (03.07.2003 в 18:24)
- Геннадий Рождественский: «В замысле Бертмана кроется детективное начало» (belcanto.ru) (26.06.2003 в 16:41)
- Темирканов, «Терем» и другие (belcanto.ru) (10.01.2002 в 18:31)