Альбер Руссель (Albert Roussel)

04.12.2010 в 13:35.
Альбер Руссель / Albert Roussel

Французский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брал уроки композиции у Э. Жигу (1894), учился у В. д’Энди в «Схола канторум» (1898), где преподавал контрапункт (1902-14, с 1913 профессор); среди учеников — Э. Сати, Ролан-Манюэль, Э. Варез, а также Б. Мартину, бравший у Русселя уроки композиции. Советами Русселя пользовались также многие иностранныемузыканты, в т. ч. К. Рисагер, П. Петридис.

Свои первые произведения Руссель создал во время плаваний по Атлантическому и Индийскому океанам в качестве морского офицера. Посещение Индии и Индокитая, ознакомление с муз.ыкальным искусством этих стран и другими ориентальными культурами, а также увлечение музыкой С. Франка, д’Энди, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского оказали влияние на формирование творческой индивидуальности Русселя, отразились в ряде его сочинений (опера-балет «Падмавати», по индийским мотивам). Дебютировал как композитор в 1898 (под управлением Русселя были исполнены 2 его 4-голосных мадригала, соч. 1897, получили премию на конкурсе Общества композиторов; не сохранились, как и другие ранние пьесы).

Сочинения 1910-х гг. отмечены влиянием импрессионизма (балет «Пиршество паука» и популярная оркестровая сюита из балета; вокально-симфоническое сочинение «Заклинания», соната и сонатина для фортепиано). После 1-й мировой войны 1914-18 (её участник) примкнул к неоклассицизму, был видным представителем этого направления во Франции (балет «Вакх и Ариадна», концерты — для малого оркестра, для фортепиано с оркестром; Маленькая сюита для оркестра, 3-я и 4-я симфонии, симфониетта для струнных).

В конце 1920-х гг. сочинения Русселя стали известны за рубежом (2-я сюита из балета «Вакх и Ариадна», Псалом 80-й). В 1930 Руссель посетил США (присутствовал на исполнении Бостонским симфоническим оркестром своей 3-й симфонии под управлением С. А. Кусевицкого, написанной по его заказу). С 1935 был председателем Народной музыкальной федерации Франции.

Руссель одним из первых в 30-е гг. стал использовать т. н. экзотические лады — древне-греческие, китайские, индийские (соната для фортепиано и скрипки, 1929).

И. А. Медведева

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова