Опера Гуно «Ромео и Джульетта»

Roméo et Juliette

12.01.2011 в 11:09.

Опера в пяти актах, шести картинах с прологом. Либретто Ж. Барбье и М. Карре.

Действующие лица:

Действие происходит в Вероне в XIV веке.

Опера Шарля Гуно «Ромео и Джульетта». Постер Рафала Ольбиньского

Пролог (или Хор) — персонаж театральных представлений времен Шекспира — повествует о кровавых распрях в Вероне и о любви Ромео и Джульетты, заплативших жизнью за прекращение вражды.

Дворец Капулетти. Ночь. Бал-маскарад в честь Джульетты. Отец, брат и жених восхищаются ее красотой. Ромео, пришедший на праздник вместе с друзьями, кровными врагами Капулетти, грустен, и Меркуцио подшучивает над ним: наверное, ему явилась царица эльфов Маб — царица обмана. Внезапно Ромео видит юную девушку, красота которой поражает его. Это Джульетта, беззаботно радующаяся весне жизни. Не подозревая, кто она, Ромео галантно целует Джульетте руку и обменивается с ней любезностями. Узнавший его Тибальт открывает его имя сестре. Тибальт и Меркуцио готовы продолжить родовую вражду.

Сад Капулетти. Ночь. Ромео под балконом Джульетты ждет восхода солнца и мечтает о встрече, не слыша голосов друзей. Слуги Капулетти обыскивают сад, но не находят Ромео. Влюбленные обмениваются клятвами верности.

Келья брата Лоренцо. К нему пришли Ромео и Джульетта за благословением. Монах венчает их.

Площадь перед домом Капулетти. Паж Стефано поет насмешливую песню о белой голубке, готовой улететь из родного гнезда по зову любви. Разгневанные друзья Капулетти набрасываются на него, на защиту мальчика встает Меркуцио, с ним скрещивает шпагу Тибальт. Ромео пытается их остановить. Тибальт оскорбляет его, но Ромео призывает к миру. Собираются сторонники обоих родов, и в кровавой схватке Меркуцио падает, сраженный Тибальтом. Не в силах больше сдерживаться, Ромео вызывает Тибальта на бой и убивает его. Капулетти взывает к правосудию герцога. Тот выносит приговор: Ромео должен покинуть Верону по окончании ночи, а Монтекки и Капулетти — поклясться прекратить вражду.

Спальня Джульетты. Светает. Последнее свидание супругов перед разлукой. Джульетта прощает Ромео убийство брата. Слышится пение жаворонка, возвещающего зарю, но Джульетта уверяет, что это песнь ночного певца любви — соловья. Наконец Ромео бросается на балкон и скрывается. Входят кормилица, брат Лоренцо и Капулетти, который объявляет дочери о свадьбе с Парисом. Капулетти дал клятву умирающему Тибальту и спешит исполнить ее тотчас же. Оставшись наедине с братом Лоренцо, Джульетта уверяет, что скорее умрет, чем снова пойдет под венец. Она соглашается выпить принесенное монахом снадобье: оно подействует так, что ее сочтут умершей и погребут в фамильном склепе, где будет ждать Ромео, а Лоренцо подготовит все для их побега. Несмотря на охвативший Джульетту ужас, она выполняет свое намерение.

Кладбище. Фамильный склеп Капулетти. Сюда приходит Ромео, услышавший о смерти Джульетты. Поцеловав ее, он выпивает яд. В эту минуту Джульетта пробуждается. Счастье влюбленных недололго. Видя, что Ромео умирает, Джульетта закалывает себя кинжалом, и с поцелуем они обретают вечный покой.

А. Кенигсберг


РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА (Roméo et Juliette) — опера Ш. Гуно в 5 д., либретто Ж. Барбье и М. Карре. Премьера: Париж, «Театр-лирик», 27 апреля 1867 г.

На сюжет шекспировской трагедии написан ряд опер: «Ромео и Джульетта» Г. Бенды, Д. Штейбельта, П. Гульельми, Н. Ваккаи, Ф. Маркетти, А. Меркадаля, Г. Зутермайстера, Капулетти и Моитекки В. Беллини, «Джульетта и Ромео» Р. Дзандонаи, Н. Дзингарелли (Цингарелли), «Всё ради любви, или Ромео и Джульетта» Н. Далейрака и др.

Музыка Гуно полна лирического обаяния, искренне и правдиво выражает чувства героев. Но шекспировского в ней не больше, чем гётевского в его же Фаусте. Все действие сосредоточено на любви, а то, что противостоит ей, сведено до минимума. Финал, в соответствии с давней традицией, мелодраматизирован. У Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, у Гуно смерть Ромео наступает после того, как Джульетта просыпается.

В России опера была впервые исполнена итальянской труппой в Петербурге или в Москве в 1872 г. На русской сцене она была представлена 11 января 1891 г. в Мариинском театре; в главных ролях выступили выдающиеся иностранные артисты — Ж. де Решке (Ромео), Н. Мельба (Джульетта), Э. де Решке (Лоренцо), остальные партии были исполнены русскими певцами — Л. Яковлевым (Меркуцио), Ф. Стравинским (Капулетти), Н. Фриде (Стефано). После отъезда гастролеров опера с 19 января 1883 г. полностью исполнялась на русском языке (Е. Мравина — Джульетта, М. Михайлов — Ромео, К. Серебряков — Лоренцо). Лучшими исполнителями заглавных партий на отечественной сцене были А. Нежданова, М. Кузнецова-Бенуа, Е. Вронская, Р. Горская, Л. Собинов, Д. Смирнов, Н. Печковский, С. Лемешев. Среди зарубежных певцов выделяются Ф. Корелли и М. Френи, которые выступили в замечательном спектакле «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке 19 сентября 1967 г. под управлением Ф. Молинари-Праделли, в постановке П. Э. Дейбера.

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова