Сергей Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини
10.06.2015 в 17:30.Рапсодия на тему Паганини принадлежит к числу поздних сочинений Рахманинова и несет на себе характерные черты заката творческой деятельности гениального музыканта, заката, окрашенного в мрачные тона безысходного трагизма, обостренного ощущением незащищенности человека перед неумолимым роком. Отсюда — резкость контрастов, нервическая экспрессивность высказывания. Однако импульсивный, повышенный эмоционализм — и в этом характерная особенность стиля позднего Рахманинова — уравновешен классически строгим чувством формы, совершенством отделки деталей.
В этот период внимание композитора все чаще привлекает далекое классическое искусство XVIII в. Так, за 3 года до Рапсодии он пишет Вариации на тему Корелли. Известный каприс Паганини, бесспорно, также привлек его простотой и законченностью формы. Впрочем, здесь Рахманинов шел по проторенному пути: до него на тему каприса написали вариации Лист и Брамс. Однако Рахманинов подошел к решению той же задачи по-своему. Его «Рапсодия» представляет также вариационный цикл, но и по масштабу, и по содержательности, и по жанру приближается к концерту для фортепиано с оркестром. Это заметно в строении Рапсодии, где вариации группируются в четыре крупных раздела, соответствующих частям сонатно-симфонического цикла.
В первом разделе поначалу невинная тема каприса постепенно изменяет свой облик, в ней все больше проступают черты некоего зловещего образа. Музыка обретает все более агрессивный характер, особенно с того момента, когда в VII вариации у фортепиано вступает грозная, как лик смерти, тема Dies irae. И происходит чудо: темы настолько сближаются, что их уже трудно отличить друг от друга (по существу, Dies irae выполняет роль второй темы вариаций).
После виртуозной каденции наступает второй раздел — своего рода скерцо. Музыка «светлеет» с каждой вариацией. Эта линия развития достигает логического завершения в XVIII лирической вариации, выполняющей функцию медленной части. С ХХ вариации начинается финал цикла. Натиск возобновляется. Движение непрерывно нарастает, надвигается как что-то неумолимое. Вновь слышен голос «Dies Irae». Рапсодия завершается резкими «жестокими» аккордами.
В историю мировой музыкальной культуры ХХ века С. В. Рахманинов вошел как хранитель и защитник «традиционных ценностей» в музыке. «Если вы, прежде чем отправиться в новый мир, приложите максимальные усилия к тому, чтобы близко познакомиться со старым миром, то может случиться, что вы легко придёте к выводу: в старом мире осталось ещё много возможностей... Старый язык обладает неисчерпаемо богатыми возможностями». Эти слова композитора из интервью 1941 года особенно актуальны для поздних сочинений, созданных в годы эмиграции. Одно из них — Рапсодия на тему Паганини (ор. 43, 1934) — нередко рассматривалась именно в этом ключе: как соединение «старого» (стиля, унаследованного Рахманиновым от XIX века и обогащенного в его творчестве) и «нового» (элементов новейшей музыки, джаза, эстрадных жанров). Критики отмечали виртуозность произведения, аллюзии на романтический пианизм Ф. Листа и М. Мошковского. Сегодня, когда споры о «традиционализме» и даже упреки в «старомодности» Рахманинова ушли в прошлое, современность Рапсодии видится совершенно в другом свете.
Для своего сочинения, написанного в форме вариаций, композитор выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Н. Паганини. Тема эта — яркий символ эпохи романтизма, одновременно она может считаться своего рода музыкальным «двойником» самого Паганини, композитора, виртуоза-скрипача, чей музыкальный гений так и остался загадкой для современников. Но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым — из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Мелодия Dies irae, отзвуки которой звучат во многих сочинениях композитора, имела для него глубоко символическое значение, личный смысл, раскрывающийся лишь в совокупности всего творчества. Обе темы, неся в себе шлейф «старых» смыслов и значений (в том числе, из произведений других композиторов, в которых они были использованы), встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое загадочное путешествие во времени и пространстве — жанров, стилей, эпох. 24 вариации (символическая отсылка к Капрису Паганини) как 24 эпизода этого путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом, смысл которого, вероятно, будет своим для каждого слушателя Рапсодии.
В. Горячих
Публикации
- «Фирма Мелодия» выпустила диск Сергея Доренского (belcanto.ru) (18.03.2019 в 13:45)
- Предновогодние рапсодии и посланцы стана Тамерлана (belcanto.ru) (19.01.2016 в 20:42)
Словарные статьи
- Рапсодия (12.01.2011 в 11:55)