Рахманинов. Соната для фортепиано No. 2, си-бемоль минор

Piano Sonata No. 2, Op. 36

13.01.2016 в 22:22.
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

Сонату № 2 си-бемоль минор, ставшую последней фортепианной сонатой Сергея Васильевича Рахманинова, композитор создал в 1913 г. По прошествии семнадцати лет автор переработал произведение, внеся некоторые изменения в фактуру и сократив продолжительность сонаты посредством ряда купюр (время звучания оригинальной версии приближалось к получасу, а длительность сонаты в редакции 1931 г. не превышает двадцати минут). Именно в редакции 1931 г. соната исполняется чаще всего, оригинальную версию можно услышать достаточно редко. Ее исполняли, в частности, Ван Клиберн, Владимир Ашкенази.

Существует и третья версия Сонаты № 2, но создал ее не сам Рахманинов. Это сделал друг композитора и прекрасный исполнитель его произведений – пианист Владимир Самойлович Горовиц. В 1939 г. музыкант обратился к Рахманинову с просьбой разрешить ему создать комбинированную редакцию из двух существующих версий. Особого восторга эта идея у Рахманинова не вызвала, однако согласие композитор дал. Созданную им версию рахманиновской сонаты Владимир Горовиц неоднократно исполнял в течение всей своей жизни, последний раз он сделал это в возрасте семидесяти восьми лет, на концерте в Лондонском Альберт Холле, в присутствии королевского семейства.

Многие черты роднят рахманиновскую Вторую сонату с ее предшественницей – монументальность, блестящая виртуозность, пышная фактура, следование традициям романтической сонатности. Подобно Первой сонате, Вторая не имеет никакой литературной программы, но если Соната № 1, по словам самого Рахманинова, была связана с образами драматической поэмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», то в данном случае отсутствует даже такая «неофициальная» программа. Это позволило композитору отказаться от подчеркнутой драматической контрастности в пользу большего единообразия и взаимосвязи элементов формы. Части сонаты объединены тематическими связями, и это придает циклу единство, которое даже сближается с одночастностью, что выражается и в непрерывности развития музыкального материала.

Главная партия первой части вырастает из лаконичного, но очень решительного и даже повелительного мелодического оборота, открывающего сонату. Порывистая и страстная, она излагается на тревожно пульсирующем триольном фоне. Подобный ритм сохраняется и во второй части сонаты, приобретая размеренность и спокойствие. Появляется здесь и терцовая интонация вступительного оборота первой части, но здесь она звучит не повелительно, а ласково. По масштабу своему вторая часть невелика и не имеет устойчивого завершения, она непосредственно переходит в третью, заключительную – бравурную и помпезную, отличающуюся не столько глубиной содержания, сколько виртуозной эффектностью и чрезмерной массивностью фактуры.

В целом для произведения характерен взволнованно-романтический тон, более компактная форма, чем в Первой сонате (особенно во второй редакции). По стилю она близка этюдам-картинам и прелюдиям Op. 32.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова