Рахманинов. Тринадцать прелюдий

Preludes, Op. 32

13.01.2016 в 18:27.
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

После завершения десяти прелюдий, составивших Op. 23, творческие интересы Сергея Васильевича Рахманинова надолго сосредоточились в области крупномасштабных произведений. Он написал «Скупого рыцаря» и «Франческу да Римини», задумывался о новых операх, создал Симфонию № 2 и Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Из небольших произведений в эти годы были написаны только пятнадцать романсов и «Итальянская полька», созданная под впечатлением выступления уличных музыкантов в Италии. Но в августе 1910 г. Рахманинов вновь принимается за сочинение фортепианных миниатюр. Композитор жалуется в одном из писем, что создание «мелких фортепианных вещей» идет тяжело. Однако результатом этого труда, не приносившего композитору, по его признанию, «ни красоты, ни радости», явилось создание нового цикла прелюдий.

Новая тетрадь содержала тринадцать прелюдий. Такое количество было связано с тем, что Рахманинов задался целью написать – в соответствии с традициями Иоганна Себастьяна Баха и Фредерика Шопена – полный цикл прелюдий, используя все тональности. В сочетании с Прелюдией до-диез минор из «Пьес-фантазий», созданного им в 1892 г., и десятью прелюдиями Op. 23 эти тринадцать прелюдий составили такой полный цикл, охватывающий все тональности.

По образному строю второй цикл прелюдий значительно отличается от первого: в нем меньше созерцательной лирики, больше образов сумрачных, тревожно-драматических и мужественно-эпических. Но некоторые черты первого цикла присутствуют и во втором – в частности, парная группировка пьес по тональному родству (чаще всего речь идет о сопоставлении одноименных тональностей) или иным признакам. Как и первый цикл, эти тринадцать прелюдий Рахманинов никогда не исполнял в виде единого произведения, однако некоторые объединяющие моменты в нем присутствуют. Так, открывающая цикл до-мажорная прелюдия с энергичными мелодическими ходами воспринимается как вступление, а завершающая серию ре-бемоль мажорная прелюдия звучит как монументальный эпилог.

Весьма интересная история связана с Прелюдией № 2 си-бемоль минор. Бенно Моисеевич – английский пианист российского происхождения, с которым композитор общался в эмиграции, в разговоре с композитором признался, что эта прелюдия напоминает ему картину швейцарского художника Арнольда Бёклина «Возвращение домой», и Рахманинов ответил, что именно под впечатлением этой картины он и написал пьесу. На картине Бёклина изображен ландскнехт, возвращающийся домой после долгого отсутствия: сидя на краю небольшого озера, он всматривается в долину, где светится окно родного дома. Такая же лирическая теплота и спокойствие с оттенком печали отличают прелюдию: мелодическое зерно варьируется без особой интенсивности.

В прелюдии ми мажор представлена яркая картина праздничного шествия. На маршевую жанровую основу накладываются многообразные колористические эффекты – в фортепианной фактуре возникают и веселые наигрыши, и ликующий колокольный звон. Динамика постепенно затухает к концу пьесы, создавая впечатление удаляющегося шествия. В противоположность ей, Прелюдия ми минор отличается тревожной порывистостью.

Прелюдия соль мажор исполнена проникновенного лиризма. Светлая, ясная мелодия строго диатоничная, фактура исключительно прозрачна. Кантиленная тема, развертывающаяся на фоне квинтольных фигураций, постепенно расширяет свой диапазон, чтобы затем раствориться в наигрыше, подчеркивающем пасторальную природу музыкального образа.

Прелюдия фа минор с ее аккордами, подчеркнутыми акцентами, и вихревыми картинами предвосхищает апокалиптические образы набатного звона из «Колоколов».

Диалог голосов возникает в Прелюдии фа мажор. Оба голоса насыщены декламационными интонациями, придающими им особую выразительность. В ладовой основе прелюдии диатоничность совмещается с хроматизмами, впрочем, они лишь подчеркивают ладовую устойчивость, обостряя тяготения.

Прелюдия ля-минор построена на краткой тематической ячейке, состоящей всего из трех нот, которая настойчиво повторяется в различных регистрах, подхваченная вихревым движением.

Мрачным характером отличается Прелюдия си-минор. Размеренное движение в сочетании с тяжелыми басами напоминает траурное шествие. В среднем разделе основной мотив, проходящий в увеличении, сопровождаемый аккордовой пульсацией, приобретает драматический оттенок. По мелодическим интонациям и фактуре средний раздел прелюдии перекликается с ариозо Малатесты из «Франчески да Римини».

В Прелюдии си-мажор появляется характерная ритмическая фигура сицилианы, придающая оттенок танцевальности, которая остается слабовыраженной благодаря хоральной фактуре.

Монументальная торжественность царит в Прелюдии ре-бемоль мажор, завершающей цикл. Картина строгого шествия сопровождается интонациями колокольного звона, которые так любил Рахманинов.

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова