Опера Римского-Корсакова «Псковитянка»
12.01.2011 в 13:02.Опера русского композитора Римского-Корсакова (1873, Петербург), в трех действиях. Либретто композитора по одноименной драме Мея.
Главные персонажи: Иван Грозный (бас), Ольга (сопрано), Михаил Туча (тенор), Князь Юрий (бас), Никита Матута (тенор), Власьевна (меццо-сопрано).
Псков, 1570 год. Ольга, дочь князя Юрия Токмакова, любит посадничьего сына Михаила Тучу. Ходит молва, что она вовсе не дочь князя, а "выше подымай". Из Новгорода доносятся вести, что Иван Грозный пришел в вольный город со своей опричниной и казнит всех подряд. Теперь на очереди и Псков. Ольга грустна, ее просватали за старого боярина Никиту Матуту. Она надеется уговорить отца отдать ее Михаилу и просит любимого не уезжать в Сибирь, куда тот собрался за заработками. Тем временем, князь Юрий раскрывает Матуте семейную тайну. Ольга не дочь ему. Ее мать — боярыня Вера Шелога, сестра жены князя, отец же неизвестен. Их разговор случайно подслушивает Ольга. Между тем, Михаил с частью псковского люда, желая отстоять независимость города, уходит в псковские леса.
Город, по совету князя Юрия, готовится встретить хлебом-солью царя Ивана. Царь поселяется у Токмаковых. Он мрачен и подозрителен. Увидев Ольгу, он поражен ее сходством с Верой Шелогой. Расспросив о девушке князя, он узнает, что Ольга — дочь Шелоги.
В лесу на дороге в Печерский монастырь Ольга встречается с Михаилом. Он уговаривает ее бежать с ним, и та соглашается. Теперь, когда она узнала, что князь не ее отец, ничто не держит ее дома. Неожиданно появившийся Матута со слугами насильно уводит Ольгу. Михаил ранен в неравной схватке.
Иван Грозный у себя в ставке на берегу реки. Царю не спится, он вспоминает свою встречу с красавицей Верой Шелогой. Появившиеся опричники рассказывают, что схватили Матуту, который хотел похитить Ольгу. Царь в гневе. Но Матута, пытаясь отвлечь внимание царя, говорит, что задержал Ольгу во время свидания с "ослушником воли царской" Тучей. Ольга, упав в ноги царю, умоляет защитить ее от притязаний старика. Царь растроган. Слышится шум. Это Туча с отрядом пришел вызволять любимую. Царь приказывает перестрелять всех. Ольга хочет бежать, но он удерживает ее. Вольница Тучи уничтожена, лишь одному Михаилу удается спастись и скрыться. До Ольги доносятся его прощальные слова. Она выбегает из царского шатра, и здесь ее настигает шальная пуля. Тело Ольги вносят в шатер. Грозный скорбно склоняется над ней. Ведь это его дочь! И она мертва!
Народ оплакивает гибель Ольги и вольницы. Звучат слова, призывающие к прекращению кровавых раздоров во имя объединения Руси.
Эта ранняя опера написана Римским-Корсаковым под влиянием и при активном участии членов «балакиревского кружка». Им композитор и посвятил свое произведение. Премьера оперы не имела безусловного успеха. Композитор слишком резко отказался от традиционных форм оперного искусства (арий, ансамблей), в сочинении доминировал речитативно-декламационный стиль. Неудовлетворенный своим созданием, композитор два раза переделывал партитуру.
Исторической стала премьера последней редакции оперы в 1896 году (Московская частная русская опера, партию Ивана исполнил Шаляпин). С огромным успехом «Псковитянка» (под названием «Иван Грозный») была показана в Париже (1909) в рамках Русских сезонов, организованных Дягилевым (заглавную партию исп. Шаляпин, реж. Санин).
Дискография: CD — Great Opera Performances. Дир. Шипперс, Иван Грозный (Христов), Ольга (Панни), Туча (Берточчи) — Грампластинка Мелодия. Дир. Сахаров, Иван Грозный (А. Пирогов), Ольга (Шумилова), Туча (Нэлепп).
Е. Цодоков
Николай Андреевич Римский-Корсаков – композитор, прославившийся как «оперный сказочник» – свой творческий путь в оперном жанре начинал отнюдь не с легендарного или былинного сюжета. Подходящую тему ему подсказали ему друзья – М. А. Балакирев и М. П. Мусоргский, с которым Н. А. Римский-Корсаков был очень дружен в то время. Речь шла о драме Л. Мея «Царская невеста», но время оперы на этот сюжет еще придет – много лет спустя, а в 1868 году внимание 24-летнего композитора привлекла другая пьеса этого драматурга, действие которой тоже разворачивается в эпоху «Ивана Грозного». Это была драма «Псковитянка».
Непосредственным толчком к началу работы над оперой послужило письмо от брата о предстоящей поездке в Кашинский уезд Тверской губернии: «Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности», – вспоминал впоследствии Н. А. Римский-Корсаков. Под влиянием этих эмоций он сразу же сымпровизировал на фортепиано фрагмент для будущей оперы.
Драма Л. Мея идеально соответствовала устремлениям кучкистов: сюжет из русской истории, борьба против тирании – и человеческая драма, разворачивающаяся на этом фоне. В непростой ситуации оказывается героиня оперы Ольга: она жительница Пскова и возлюбленная предводителя псковской вольницы – и дочь грозного царя, который идет на Псков с опричниками. Несмотря ни на что, она все-таки любит своего отца, которому тоже предстоит пережить трагедию – гибель обретенной дочери. Н. А. Римский-Корсаков делает этот момент еще более острым, чем в литературном первоисточнике: в драме Ольга погибает от случайной пули – в опере же она совершает самоубийство.
В то время как Н. А. Римский-Корсаков писал оперу «Псковитянка», М. П. Мусоргский создавал «Бориса Годунова». Близкое общение между композиторами, которые тогда даже жили вместе (и при этом им удавалось друг другу не мешать), приводило к взаимному влиянию – в операх можно усмотреть немало сходства (начиная с того, что обе драмы – и А. С. Пушкина, и Л. Мея – были запрещены к постановке). В обоих произведениях выведены русские монархи, которые переживают личную драму, одновременно становясь сущим проклятием для страны. Встреча Ивана Грозного псковичами перекликается с прологом «Бориса Годунова» и сценой у собора Василия Блаженного, а вече – со сценой под Кромами.
Б. Асафьев назвал это произведение «оперой-летописью». Такое определение связано не только с историческим сюжетом, но и с особенностями драматургии: характеры, представленные в опере «Псковитянка», разносторонни (в особенности Иван Грозный и Ольга), но устойчивы, постоянны – они сразу определены и в дальнейшем не столько развиваются, сколько раскрываются постепенно. В музыкальном языке, которым эти действующие лица характеризуются, декламационное начало сочетается со стихией русской песенности – и характерные для нее попевки, становящиеся основой мелодий, и подлинные народные темы – например, в сцене псковского веча использована песня «Как под лесом» из сборника М. А. Балакирева. Эта хороводная песня превращается у Н. А. Римского-Корсакова в героическую, в маршевом ритме. Ее фольклорная природа подчеркивается исполнением a capella.
Немалую роль в драматургии оперы «Псковитянка» играют лейтмотивы и лейтгармонии. Царя характеризует тема архаического склада (Н. А. Римский-Корсаков здесь использует мелодию, которую слышал в детстве от тихвинских монахов). Развитие темы Ольги отражает ее судьбу – она приближается то к теме Ивана Грозного, то к музыкальному материалу, характеризующему псковскую вольницу. Основные темы оперы – Ивана Грозного, Тучи, Ольги – сталкиваются уже в увертюре, намечая центральный конфликт драмы.
В опере «Псковитянка» – с ее чертами народной музыкальной драмы – весьма значительная роль отдана хору. Он создает народно-бытовой фон действия (как, например, хор девушек в первом акте), и участвует в драматическом действии. Особой динамичностью отличается сцена псковского веча, построенная на контрастном сопоставлении сольных эпизодов и хоровых. В заключительном хоре оперы подводится итог развитию основных тем.
Путь к постановке оперы «Псковитянка» был нелегким – сюжет не нравился цензуре, слова «вече, вольница, посадник» заменялись другими – «сходка, дружина, наместник». Нарекания вызвало и появление царя на оперной сцене – документ, запрещающий это, был подписан еще в 40-х годах XIX века. Отмены запрета добился морской министр Н. Краббе, который пришел на помощь морскому офицеру Н. А. Римскому-Корсакову. Наконец, в январе 1873 года состоялась премьера «Псковитянки» в Мариинском театре. Она прошла с большим успехом, особенно же по душе опера пришлась молодежи – студенты распевали песню псковской вольницы, но композитор своей работой удовлетворен не был. Пять лет спустя он создал вторую редакцию, а в 1892 году – третью. Н. А. Римский-Корсаков вернулся к сюжету «Псковитянки» еще раз в 1898 году, написав ее предысторию – одноактную оперу «Боярыня Вера Шелога».
Записи
Публикации
- «И три карты Римского-Корсакова выпадут кряду…» (belcanto.ru) (05.03.2024 в 23:15)
- Концертное исполнение «Псковитянки» Римского-Корсакова в Большом театре (belcanto.ru) (19.10.2017 в 15:23)
- Завершилась «Крещенская неделя в Новой Опере» (belcanto.ru) (10.02.2011 в 13:47)
- Нашествие Гергиева на Москву (belcanto.ru) (29.06.2008 в 14:06)