Опера Джакомо Мейербера «Пророк»

01.06.2011 в 14:51.
Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

Большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба.
Премьера: Париж, Национальный театр оперы, 16 апреля 1849 г.

В 1849 г. — через тринадцать лет после создания «Гугенотов» — Джакомо Мейербер завершил оперу «Пророк». Отношение к ней неоднозначно: одни исследователи усматривают в ней признаки творческого упадка, другие же — напротив — ставят вровень с «Гугенотами» и даже выше. Так или иначе, между этими операми немало общего. Композитор вновь обратился к бурной и противоречивой эпохе Реформации (возможно, определенную роль в выборе сюжета сыграли революционные события 1848 г. в Европе), но на этот раз его внимание привлекли события, развернувшиеся в Нидерландах и Германии.

В 1520–1530-х гг. эти страны были охвачены движением анабаптистов. Мировоззрение этих сектантов в основном совпадало с основными положениями протестантского вероучения в целом, основной акцент делался на принятии крещения в сознательном возрасте, но наиболее радикальное крыло выдвигало поистине революционную программу, предполагавшую социальное равенство, общность имущества и даже женщин. Эти анабаптисты в 1534 г. попытались организовать «Царство Божие на земле», как они его понимали, захватив Мюнстер и превратив его в теократическое государство, организованное в соответствии с их социальными идеями.

Во главе этих анабаптистов стояли Ян Матис и Иоганн Бейкелсзон, известный также как Иоанн Лейденский — выходец из Лейдена, где он был трактирщиком (по другим источникам — портным). После гибели Матиса Иоанн единолично возглавлял Мюнстерскую коммуну, просуществовавшую чуть более года. Конец его был печален: войска архиепископа Мюнстерского взяли город, Иоанн и его сподвижники были подвергнуты страшным пыткам и казнены.

Исторические источники создают не самый привлекательный образ Иоанна Лейденского — объявив себя царем в Мюнстере, он вел роскошную жизнь в своем дворце, имея восемнадцать жен, но не стоит забывать, что летописи пишут победители. Несомненно, Иоанн был харизматичным лидером, проявил храбрость при осаде Мюнстера и с поразительной стойкостью переносил страшные пытки. В либретто, написанном Эженом Скрибом, представлен идеализированный образ этой исторической личности.

Проповедники-анабаптисты призывают крепостных молодого графа Оберталя к борьбе за свободу. Крестьяне с готовностью откликаются на призыв — но отступают перед вооруженной свитой графа. Крестьянка Берта просит у господина позволения выйти замуж за Иоанна — трактирщика из Лейдена, но граф отказывает: красавица приглянулась ему самому, по его приказу солдаты уводят девушку в замок. Поступок графа-сластолюбца вызывает возмущение крестьян.

В кабачке Иоанна в Лейдене анабаптисты обращают внимание на сходство трактирщика с образом пророка Давида. Рассказ Иоанна о недавнем пугающем сне, в котором он увидел себя сидящим на высоко вознесенном троне, окончательно убеждает их, что это знак свыше. Они уговаривают Иоанна присоединиться к ним, но молодому человеку это не по душе — он предпочитает спокойную семейную жизнь. Внезапно в кабачок вбегает Берта, преследуемая графом и его солдатами. Иоанн прячет ее, но вскоре появляется сам граф, угрожая Иоанну убить его мать Фидес, если он не выдаст девушку, и тот соглашается. Берту уводят, напрасно Иоанн взывает к Богу. Анабаптисты обещают ему, что, если он отринет все земное и станет пророком новой веры, он сможет отомстить обидчикам, и он соглашается присоединиться к ним.

Анабаптисты, осаждающие Мюнстер, предлагают капитуляцию старому графу Оберталю, который руководит обороной города, но тот и слышать об этом не желает — ведь они разграбили замок его сына. В лагерь анабаптистов приводят человека, пытавшегося пробраться в осажденный город. Опознав в нем молодого графа Оберталя, они хотят казнить ненавистного врага, но сначала Иоанн желает услышать, что сталось с Бертой. Граф рассказывает, что она бросилась со стены замка, но осталась жива и сейчас находится в Мюнстере. Иоанн откладывает решение его судьбы: он встретится с Бертой, и пусть она сама вынесет приговор своему обидчику.

В занятом анабаптистами Мюнстере местные жители возмущаются бесчинствами новой власти. Здесь Берта встречает Фидес, просящую милостыню, и расспрашивает ее об Иоанне. Фидес уверена, что ее сын погиб, и винит в этом так называемого «пророка» — ведь где бы тот ни появился со своими людьми, везде начинаются грабежи и убийства. Берту охватывает жажда мести — она намерена взорвать дворец. Во время коронования Иоанна в соборе Фидес узнает своего сына и не скрывает радости, но сын не может публично признать ее: у истинного пророка не должно быть матери-нищенки!

Иоанн приходит в подземелье, где заточена его мать. Он понимает, что зашел слишком далеко, и готов бежать вместе с Фидес. Сюда же пробирается Берта с намерением поджечь порох, хранящийся в подземелье. Они рада видеть Иоанна живым, но радость девушки гаснет, когда она понимает, что ее возлюбленный и есть тот самый пророк, на чьей совести столько смертей. В отчаянии Берта лишает себя жизни.

Во время пира во дворец врываются солдаты императора во главе с молодым графом Оберталем, но Иоанну было известно о предательстве его ближайших сподвижников, и он подготовил ловушку: все выходы из зала запираются, раздается взрыв. Прежде, чем замок рушится, погребая под руинами всех находящихся в нем, Фидес бросается к сыну, в последнюю минуту жизни заключая его в объятия.

Партитура «Пророка» богата оркестровыми эффектами. В начале оперы соло двух кларнетов живописует идиллический голландский пейзаж, на котором вскоре развернутся грозные события, рассказ Иоанна о пророческом сне сопровождается «небесным» звучанием флейт в сочетании со скрипками в высоком регистре, а в коронационном марше мощно звучат медные духовые. Из всех персонажей оперы самой эффектной и сложной партией наделен не заглавный герой и даже не его возлюбленная, а Фидес — эту партию композитор создавал для Полины Виардо.

Премьера, состоявшаяся в апреле 1849 г. в Париже, прошла с большим успехом. Вскоре опера была поставлена в других странах. Российская публика впервые увидела «Пророка» в 1852 г. в исполнении итальянских артистов, а в 1869 г. оперу поставил Мариинский театр.


Одна из эффектных опер Мейербера. Главный герой произведения — реальное историческое лицо, однако, содержание оперы весьма далеко от реальности, особенно финал. На самом деле Иоанн был казнен. Самый яркий образ в опере — Фидес. Эту партию Мейербер написал для Виардо-Гарсиа. Опера имела огромный успех и была вскоре поставлена во многих европейских странах.

Мейербер в этом сочинении предпринял попытку создать ряд лейтмотивов, проходящих через всю партитуру. Одной из лучших исполнительниц партии Фидес (технически очень сложной) считается Хорн. В 1986 интересную постановку «Пророка» показал театр в Билефельде (реж. Дью).

Дискография: CD — Sony. Дир. Г. Льюис, Иоанн Лейденский (Маккрекен), Берта (Скотто), Фидес (Хорн), Оберталь (Бастен).

Е. Цодоков

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова