Прокофьев. Соната для фортепиано No. 1

Piano Sonata No. 1 (f-moll), Op. 1

04.09.2014 в 13:40.
Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Сонаты составляют одну из самых значительных частей фортепианного творчества Сергея Сергеевича Прокофьева. В трактовке этого жанра композитором следование сложившимся традициям органично сочетается с характерной для Прокофьева смелостью в поисках нового музыкального языка. Как правило, он использует традиционный цикл – трехчастный или четырехчастный, причем средние части могут опираться на старинные танцевальные жанры (например, гавот), использует композитор и токкатные формы. Границы партий и разделов формы в прокофьевских сонатах всегда отличаются четкостью. Но есть в сонатах Прокофьева и такие черты, которые позволяют сопоставить их с более поздней традицией – романтической, прежде всего – пристальное внимание к деталям, которые могу приобретать самостоятельное выразительное значение.

Сонаты Прокофьева отличаются мелодической и гармонической свежестью, лаконичностью тематизма, своеобразной фактурой. Театрально-конкретная образность приводит к максимальному раскрытию сущности тем уже в экспозиционном разделе, роль которого повышается, разработка же посвящается более широкому развертыванию тематического материала, которое может сопровождаться контрапунктическим совмещением.

В девяти фортепианных сонатах, созданных в течение четырех десятилетий, отразилась эволюция прокофьевского стиля. Соната № 1 фа минор создана композитором в 1907 г. и стала завершением ученического этапа его творчества. Это произведение не являлось в строгом смысле первым опытом композитора в области сонаты – пять произведений в этом жанре Сергей Сергеевич написал, будучи студентом консерватории. Две из них – Первая и Четвертая – были утрачены, а три другие подверглись переработке, став основой более поздних фортепианных произведений. Вторая юношеская соната – трехчастная – стала Сонатой № 1 фа минор, которую композитор посвятил Василию Митрофановичу Моралеву – своему другу и страстному любителю музыки.

Это произведение обозначает рубеж в творческой жизни композитора: уже не ученик, но еще не полностью сложившийся художник, чем и объясняется некоторая неопределенность. Это не традиционный трехчастный цикл – соната имеет только одну часть. Одночастные произведения – не редкость для послелистовского периода, но они обычно представляют собой расширенную форму, в которой в сжатом виде отражается сонатный цикл, здесь же форма не выходит за рамки типичного сонатного аллегро, которое обычно становится первой частью цикла. Прокофьев и сам ощущал это, называя произведение частью «раскассированного» цикла.

Нет в сонате и тех особенностей мелодии и гармонии, которые впоследствии станут неповторимыми индивидуальными чертами прокофьевского музыкального языка – им еще предстояло откристаллизоваться. В этом романтичеки-патетическом произведении можно усмотреть влияние различных композиторов – Роберта Шумана (что в целом было характерно для фортепианных произведений Прокофьева, созданных в юности), Николая Карловича Метнера, Сергея Васильевича Рахманинова и в какой-то степени даже ранних произведений Александра Николаевича Скрябина. Правда, отдельные предвестники прокофьевского стиля имеют место в произведении – к числу таковых можно отнести, например, элементы политональности, а также тритоновые ходы, возникающие в заключительной партии, но все это еще не играет большой роли и не особенно отражается на общем облике произведения (типичные прокофьевские черты представляются здесь настолько малозначительными, что выявляются скорее при теоретическом анализе сонаты, чем при непосредственном ее восприятии).

Фа-минорная соната не заняла важного места в репертуаре пианистов – о ней вспоминают главным образом как о факте композиторской творческой биографии, исполняют же ее достаточно редко. Между тем, произведение заслуживает внимания. Не отличаясь особой оригинальностью, Соната № 1 производит впечатление красотой мелодий, романтической патетикой. Сопоставление беспокойной главной партии и лирически-созерцательной побочной заставляет вспомнить о соотношении «флорестановского» и «эвзебиевского» начал в произведениях Роберта Шумана, а в побочной партии можно обнаружить даже интонационные параллели с одной из тем фа-диез-минорной сонаты немецкого композитора. С романтической традицией связаны и такие особенности произведения, как интенсивность альтерации и аккордовая структура.

Ощущается в сонате и неопытность молодого композитора, проявляющаяся в несовершенстве полифонии, чрезмерности фигураций. Прокофьев здесь еще не так смело экспериментирует в области гармонии, как будет он делать в последующие годы. Однако в произведении ощущается пламенный темперамент и искренность музыкального высказывания. Соната № 1 «открывает дорогу» последующим прокофьевским сонатам, которым суждено было стать подлинными шедеврами.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова