Прокофьев. «Пасторальная» сонатина, «Прогулка», «Пейзаж»

Three Pieces for Piano, Op. 59

01.09.2014 в 16:11.
Сергей Сергеевич Прокофьев

В 1934 г. Сергей Сергеевич Прокофьев создает три пьесы для фортепиано, объединенные в Op. 59. Две из них имеют программные заглавия – «Пейзаж» и «Прогулка», третья же пьеса, имеющая жанровое определение – Сонатина – снабжена подзаголовком, который тоже конкретизирует ее образный строй, она названа «Пасторальной».

Сонатина № 3 до мажор – третье и последнее творение Сергея Прокофьева в данном жанре. Композитор оценивал ее выше, чем две предыдущие сонатины Op. 54, полагая, что ему удалось сделать ее «яснее и сонатиннее». Утверждая это, Прокофьев подразумевал ту простоту и интонационную естественность, которые отличают тематический материал Сонатины № 3. С Op. 54 ее роднит камерность изложения, скромность пианистической фактуры, предельная эмоциональная сдержанность. В ней нет ни резких контрастов, ни даже ярко выраженной кульминации – своей ровностью она напоминает написанный пастельными красками идиллический пейзаж, тем самым оправдывая свое заглавие – «Пасторальная». Обаятельные темы Сонатины не контрастируют друг другу – обе они отличаются мягкостью очертаний, только первая тема кажется чуть более насыщенной в интонационном плане, чем вторая. Сонатину до мажор прекрасно исполнял Святослав Теофилович Рихтер, и его талант в немалой степени поспособствовал прочному вхождению этого произведения в пианистический репертуар.

Подобные мягкие «музыкальные краски» и идиллически-созерцательные настроения господствуют и в двух других пьесах Op. 59 – «Пейзаже» и «Прогулке». В пьесе «Прогулка» нет ярко выраженного устремленного движения, она даже кажется несколько статичной (что вполне соответствует заглавию – прогулки ведь крайне редко имеют определенную цель, к которой следует стремиться). Фактура ее прозрачна, а гармония основывается на «чистых» трезвучиях – вопреки своему обыкновению, Прокофьев не использует здесь жестких диссонансов, словно «любуясь» очаровательной простотой самых традиционных аккордов.

В пьесе «Пейзаж», как это ни парадоксально, нет ничего специфически «пейзажного» (в отличии, например, от пьес импрессионистов) – она кажется довольно абстрактной. В крайних разделах этой миниатюры, написанной в трехчастной форме, «этюдные» одноголосные пассажи вызывают ассоциацию с клавесинной техникой, а «пейзажные» ассоциации в большей степени способен вызвать медленный средний раздел.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова