Прокофьев. Две сонатины для фортепиано

Two Sonatinas for Piano, Op. 54

01.09.2014 в 15:57.
Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

В 1931-1932 гг. наряду с двумя фортепианными концертами – Четвертым и Пятым – Сергей Сергеевич Прокофьев создает две сонатины, составившие Op. 54. Обращение к жанру сонатины не случайно – по признанию композитора, ему казалось привлекательным то своеобразное «сочетание несочетаемого», которое этому жанру присуще: сложность «высшей» сонатной формы – и предельная простота, миниатюрность. В таком же духе задумывался Прокофьев и о концертино, но такие произведения, по его словам, в конечном итоге всегда «разрастались в концерты». Замысел сонатин ему удалось реализовать, хотя композитор и не был в полной мере доволен результатом своего труда, полагая, что его сонатины не получили того «облика доступности», к которому он стремился. Наибольшей своей удачей в этих сонатинах он считал медленные части. С этим утверждением автора трудно не согласиться – лирические черты средних частей этих двух сонатин предвосхищают ту прокофьевскую лирику, которая во всей своей красе предстанет впоследствии в его балетах.

Сонатины Op. 54 находятся в русле поисков «новой простоты», специфического музыкального языка и фортепианного стиля. Их отличает не только камерность и «ювелирная отделка» деталей, соответствующая природе жанра, но и преобладание «графических линий» над тембровой красочностью фортепиано. Композитор стремится здесь к «облику доступности», но если это и простота, то поистине «странная простота» – мелодии в этих произведениях сохраняют то своеобразие, которое было присуще Прокофьеву даже в ранний период творчества, а гармонический язык отнюдь не кажется простым.

Обе сонатины Op. 54 отличаются от тех фортепианных произведений, которые Сергей Сергеевич Прокофьев создавал в ранний период – в них нет такого бурного темперамента, они кажутся очень сдержанными, но в этой подчеркнутой скромности и камерности и заключается их своеобразное очарование. Сила их художественного воздействия заключается не в «музыкальной дерзости», отличавшей раннего Прокофьева, а в особой искренности высказывания.

В общей сложности Сергеем Прокофьевым создано три произведения в жанре сонатины (наряду с двумя сонатинами Op. 45 в их число входит Третья сонатина до мажор «Пасторальная», вошедшая в Op. 59), но лучшей из них по праву можно назвать Сонатину № 1 ми минор.

В первой части ее – Allegro moderato – проявилось характерное для Прокофьева следование классическим традициям сонатной формы: четкое разграничение разделов формы, яркая контрастность. Она проявляется не только в сопоставлении партий экспозиции – активной главной и лиричной побочной, контраст заложен и в построении главной партии: упругость острого ритма ее первоначальной интонации в дальнейшем словно «затормаживается» в аккордовой фактуре. Именно на главной партии оказывается «центр тяжести» в экспозиции – лирическая побочная представляется менее яркой. В разработке не самую важную роль играет разработочное развитие как таковое – демонстрируются и заостряются мелодические и ритмические черты, присущие обеим темам, но значительным трансформациям не подвергаются ни главная партия, ни побочная. Ведущая роль главной партии подчеркивается и тем, что в репризе побочная партия не возвращается. Первая кульминация приходится на разработку, но вторая – в конце первой части – представляется более значительной, что придает форме первой части особую цельность.

Часть вторая – Adagietto – представляет собою средоточие лирической сферы произведения. Форма ее построена на сопоставлении двух тем, но их соотношение лишено контрастности – обе они носят лирический характер, обе кантиленны, отличаются широким мелодическим дыханием. Но если первая тема представляется углубленно-сосредоточенной, то вторая с ее многочисленными отклонениями и мелодическими «изгибами» кажется более хрупкой. Обе темы подвергаются варьированию, которое, впрочем, не оказывает особого влияния на их образный строй – темы сохраняют основные черты своего изначального облика.

Часть третья – Allegretto – исполнена радости, но в ней нет такого бурного выражения восторженных чувств, которое было характерно для финалов предшествующих сонат. Камерность, присущая сонатине, обусловливает сдержанность чувств. Примечательно, что одну из тем финала Сонатины ми минор Прокофьев предполагал включить в незавершенную Десятую сонату, работать над которой композитор начал незадолго до смерти.

Такая же скромность стиля и камерность присуща Сонатине № 2 соль мажор, но фактура ее, особенно в первой части, представляется более красочной. В первой части – Allegro sostenuto – сопоставляются две темы: мужественная первая и речитативная вторая. Вторая часть – исключительно утонченная – исполнена печали, чуть большей взволнованностью отличается средний раздел с его прерывистыми интонациями. Финал с его наивной непосредственностью перекликается с первой частью Сонаты № 5.

Словарные статьи

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова