Дневник моих песен (продолжение)

Глава №90 книги «Франсис Пуленк: Я и мои друзья»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Сентябрь 1956

И все-таки я его написал, этот цикл «Труд художника», о котором я говорил Полю Элюару за несколько, месяцев до его смерти. Семь стихотворений, составляющих цикл, заимствованы из сборника Элюара «Видеть». Я пришел к мысли, что мои романсы может обновить задача «живописать звуками» портреты Пикассо, Шагала, Брака, Гриса, Клее, Миро, Виллона. Когда я рассказывал Элюару о моем замысле, я попросил его сочинить стихотворение о Матиссе, которого я обожаю. Поль мне его почти пообещал. Говорю «почти», так как он не разделяет моей приверженности к этому художнику. По моему плану, Матисс должен был радостно и солнечно замыкать цикл. Теперь Вилл он замыкает его лирично и сумеречно, «Грис» — песня, которую я набросал раньше других и много лет назад. Я всегда очень восхищался этим художником и очень любил этого человека, честного и неудачливого Хуана, который лишь сегодня начинает занимать достойное его место. «Пикассо» открывает цикл: честь по заслугам. Его начальная тема, также давно уже мною найденная, послужила отправной точкой для темы матушки Марии в «Диалогах кармелиток». Здесь, как и в опере, она звучит горделиво, что вполне соответствует объекту. Эта песня, в до мажоре, отдаленно напоминает начало «Тот день, та ночь», только между ними утекло много лет и теперь для композитора до мажор уже не означает покой и счастье. Горделивый характер этой песне придает разворот просодии с ее широкими перешагивающими строку фразами. Перед концом — подчеркнуть половинную ноту в вокальной партии перед словом «отвергает», которая, по-моему, подчеркивает властное начало в живописи Пикассо. «Шагал» — в Духе вольно текучего скерцо. Разнообразные явления проносятся по небу. Поэтический спад возвращает нас к человеческому существу. «Брак» — самая тонкая, самая детально разработанная пьеса цикла. Быть может, в ней даже слишком много изыска, но я именно так воспринимаю Брака.

Аккомпанировать нужно точно, особенно важно с самого начала взять не слишком медленный темп, соответствующий заключению: «человек с живыми глазами». «Грис». Я особо люблю эту песню, в ней мне удалось подчеркнуть ритмические соответствия, заложенные в стихах. За день спасибо, а ночи берегись, Дважды в день, дважды в ночь и дальше: Стол гитара и стакан пустой Стол пускай здесь устоит. Вся песня серьезна и страдальчески меланхолична. Педаль в ней играет главенствующую роль. «Клее». Здесь мне нужно было престо. Эта песня суха, как свист бича. «Миро». Самая трудная для исполнения из-за внезапного перехода от пронзительного раската к нежности и лиризму на словах «стрекозы в винограде». Невозможно объяснить переход от «очень замедляя» на словах «что жестом одним я развеял» к возвращению первоначального темпа. Это нужно почувствовать. «Виллона», как и «Гриса», я предпочитаю остальным. Известно, как я люблю стихотворения молитвенного склада в поэзии Элюара. Просодия от слов «заря, горизонт, вода, птица, человек, любовь» придает человечность и ослабляет нервное, напряжение в этом скупом и бурном стихотворении. Все, что я уже писал по поводу исполнения моих песен, остается в силе и здесь. Еще больше, чем другие мои песни, эти — прежде всего — дуэты, вокальное и фортепианное начала тесно переплетены. Не может быть и речи об аккомпанементе.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова