Глава VI. Оперы «Груди Тирезия» и «Диалоги кармелиток» (продолжение)

Глава №86 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Полной противоположностью пластичной и гибкой мелодии Ave Maria служит финальная молитва кармелиток (При сочинении финальной сцены композитор обратился к книге священника Брюно «Правдивая история кармелиток из Компьеня».), восходящих на эшафот (Salve Regina). Если Ave Maria передает мягкость и нежность женской души, то Salve Regina, напротив, символизирует фанатическое упорство и решимость монахинь, с гордо поднятой головой выполняющих свой мученический обет. Унисонная мелодия молитвы многократно повторяется и постепенно достигает экстатического звучания, перекрывая шумный гул толпы и сосредоточивая внимание слушателей только на ней одной.

<нотный пример № 50>

В «Кармелитках» Пуленк выступает как очень расчетливый и экономный, но отнюдь не скупой мастер: несмотря на простоту и, казалось бы, некоторый примитивизм, ему удается избежать монотонности и однообразия. Музыка оперы не лишена элементов изобразительности: в ней есть и скачка лошадей, понесших повозку, и фейерверк; колокольный звон; легкие стремительные пассажи передают веселый и непосредственный характер Констан; за сценой слышны фанфары и барабанная дробь. Но не этим моментам принадлежит ведущая роль: на переднем плане — живой и лаконичный язык музыканта, призванный передавать настроения и переживания его героинь.

Отображению эмоциональной сферы во многом способствует оркестр, которому композитор поручает проведение всех лейтмотивов и основных тем.

Отличительной чертой гармонического языка Пуленка является сочетание, сопоставление в одном произведении как простых, так и сложных созвучий. Наряду с простыми секвенциями, в которых модуляции осуществляются через аккорды III ступени (см. пример 51 а) или натуральную доминанту (см. пример 51 б), в «Диалогах кармелиток» встречаются иные аккорды, как, например, созвучие в момент появления Бланш (см. пример 51 в), в состав которого входят шесть тонов звукоряда, причем звук а с бемолем и с бекаром (подчеркивание внезапного появления Бланш — сложной и изломанной натуры):

<нотные примеры № 51 а, б, в>

Пользуется композитор и сопоставлением аккордов без модуляционной их связи — в картине смерти настоятельницы появляется такая последовательность трезвучий:

<нотный пример № 52>

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова