Глава IV. Сотрудничество с Полем Элюаром. Кантата «Засуха». Органный концерт (продолжение)

Глава №49 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

В 1935 году Пуленк написал первые песни на стихи Поля Элюара и посвятил их Пьеру Бернаку, который и был первым их исполнителем. 3 апреля 1935 года в Ecole normale de Musique Пуленк и Бернак впервые показали парижской публике эти песни. По словам композитора, это было лишь нащупывание правильного пути, первое из многих длительных усилий найти ключ к поэзии Элюара.

Потратив долгие годы на поиски музыки, равноценной поэзии Элюара, Пуленк в 1937 году создал цикл песен на его стихи «И день, и ночь». После первого же исполнения эти девять песен были названы французским вариантом вокальных циклов Шуберта. Ролан-Манюэль писал, что сборник «дает нам пример, быть может уникальный, цикла французского композитора, написанного в традициях «Lied» и могущего на равных правах, стоять рядом с «Зимним путем» и «Любовью поэта» (J. Roy. Francis Poulenc, p. 47.).

Трезвый и чистый лиризм поэзии Элюара идеально соответствовал запросам композитора-мелодиста, обретшего в стихах поэта новый для себя источник вдохновения. И даже выбирая самые сюрреалистические стихи поэта, Пуленк наполняет свое сочинение глубоким лирическим содержанием, создавая прелестную вокальную миниатюру («Руины, подобные пустой раковине»). Коренной парижанин, испытывающий самые теплые чувства к родному городу, к «моему городу», как называл его композитор, в цикле «И день, и ночь» Пуленк отразил свое отношение к Парижу и его предместьям.

«И день, и ночь» — одна из лучших страниц творческого наследия Франсиса Пуленка. Песни цикла, как горстка драгоценных камешков, заключенных в оправу, обрамляются первой и заключительной вокальными пьесами. Многообразная гамма чувств, мельчайшие оттенки настроений проходят перед слушателем. Начав рассказ с неторопливого размеренного повествования, музыкант заканчивает его нежнейшей лирической исповедью.

Спокойно-созерцательная, пейзажная зарисовка «Счастливый день» сменяется призрачно-нереальной картинкой «Руины, подобные пустой раковине», до предела сгущаются краски в песне «Фургон, крытый черепицей». Некоторую разрядку вносит стремительная скачка в песне «Во весь опор» и нежное просветление— в «Чахлой траве». Расширение лирической темы, лишь наметившейся в третьей песне, происходит к концу, в седьмом и восьмом номерах — «У меня нет другого желания, как любить тебя», «Лик сильный, жгучий и суровый» — и находит свое подлинное разрешение в заключительной песне «Мы провели с тобою ночь». Местами в музыкальную ткань произведения вкраплены мелодии в натуральных ладах. Начало первой песни, например, написано в лидийском С; начальные такты второй затрагивают VII натуральную ступень g-moll; пример из третьей пьесы, близкой русским песенным мелодиям, показывает b-moll с VII натуральной; из пятой — d-moll с VI высокой ступенью:

<нотный пример № 19>

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова