Глава VIII. Заключение

Глава №103 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Творческая деятельность Франсиса Пуленка продолжалась без малого полвека. Музыкальное наследие композитора за этот период насчитывает в общей сложности около ста пятидесяти произведений: три оперы, три балета, кантаты, вокальные циклы, большое число фортепианных и камерно-вокальных сочинений. Франсис Пуленк снискал себе широкое признание как на родине, так и за рубежом.

Сложившийся как художник в трудное время после первой мировой войны, музыкант до конца дней остался верен гуманистическим идеям, которым он начал следовать с юности. Воспитанный на лучших традициях классической музыки, преклонявшийся перед Дебюсси и Равелем, Мусоргским и Стравинским, Пуленк явился их достойным наследником и продолжателем.

Творчество композитора многогранно, причем подчас кажется противоречивым. Сопоставляя такие сочинения, как Органный концерт и Негритянскую рапсодию, кантаты «Засуха» и «Бал-маскарад», оперы «Груди Тирезия» и «Голос человеческий», трудно поверить, что они написаны одним автором. Однако подобное впечатление складывается лишь при беглом ознакомлении с творчеством композитора. Вспомним, что Стравинского, например, называют «художником тысячи стилей». Такой эпитет вряд ли применим к Пуленку, но тем не менее следует отметить многосторонность его устремлений и интересов: от наивно-простоватых мелодий «Непрерывных движений», мюзик- холльной эстетики «Новобрачных с Эйфелевой башни», мальчишеского удальства и стремления доставить своей музыкой лишь удовольствие («Лани»), от экзотики «Негритянской рапсодии» и пасторальных настроений «Сельского концерта» композитор приходит к полным глубоких человеческих переживаний, с идеей жертвенности на первом плане «Диалогам кармелиток», к драматической картине «Засуха», лирической трагедии «Голос человеческий», пишет патриотический гимн Свободе, превосходные лирические вокальные циклы.

Не примыкая ни к академическому, ни к ультрамодернистскому крылу французской музыки, Франсис Пуленк придерживается своего, «умеренного» направления. Унаследовав традиции старых французских клавесинистов и отдавая дань уважения таким крупнейшим музыкантам, как Мусоргский, Дебюсси и Равель, композитор не остался глух и к своим современникам — Сати, Стравинскому, Прокофьеву. С Прокофьевым Пуленк познакомился в 1921 году, в период постановки Дягилевым балета «Шут». Влияние Прокофьева на Пуленка, с которым он часто вместе играл и репетировал, было весьма значительным. Пуленк, восхищавшийся Прокофьевым-пианистом, столь же высоко ценил его композиторское мастерство. Внимание Пуленка привлекали и не слишком серьезный Мессаже, и жизнерадостный Шабрие; «он мой истинный дедушка», — говорил Пуленк о последнем. От своих духовных учителей перенял Пуленк стремление к ясной и логической мысли, четкой передаче в музыке слова, интерес к живому увлекательному балетному представлению. Он развивал форму речитативно- декламационного оперного спектакля, будоражил слушателя неиссякаемой шуткой и иронией, доходящими порой до гротеска, проявлял интерес к старинным национальным танцевальным и песенным жанрам.

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова