Глава VII. Опера «Голос человеческий». Последние годы жизни (продолжение)

Глава №100 книги «Франсис Пуленк»

К предыдущей главе       К следующей главе       К содержанию

Наряду с речитативными и полуречитативными моментами в опере есть несколько распевных ариозных разделов, сосредоточенных главным образом в середине произведения. К ним относятся: рассказ женщины о неудавшейся попытке принять смертельную дозу снотворного (цифра 61); упоминание о телефоне как последней нити, связывающей ее с любимым (цифра 73); рассуждение о человеческой натуре (цифра 87); разговор о самоубийцах, которые не пытаются покончить с собой дважды (цифра 91).

Эти ариозные разделы, с широкими и развитыми темами в оркестре (но не в голосе), выделяются устойчивым тональным построением, большей завершенностью формы, длительным присутствием одной тональности. Мелодическая линия голоса здесь более напевна, чем в речитативных моментах, но она как бы скована и не может развернуться в полную силу. Раздел, помеченный цифрой 61, самый завершенный из них, написан в строфической форме, четко разделяется на три построения. Первое целиком выдержано в тональности c-moll с остановкой на доминанте; второе проведение содержит несколько модуляционных переходов: c-moll — b-moll — d-moll и возвращение c-moll, также с остановкой на доминанте; третье проведение в C-dur, затрагивающее тональности B-dur, d-moll с последующим возвращением к c-moll и снова с остановкой на неустойчивой гармонии, на этот раз на уменьшенном септаккорде.

Гармонии этого самого развернутого ариозного построения чрезвычайно просты, в музыке слышится мягкая лиричность:

<нотный пример № 64>

Гармонический язык «Голоса человеческого» очень сходен с гармоническим языком оперы Пуленка «Диалоги кармелиток». Родство сказывается в экономном использовании средств музыкальной выразительности, в близости некоторых гармонических интонаций и отдельных мелодий, обильном применении секвентных построений и повторов коротких гармонических последовательностей на всем протяжении произведения.

Довольно часто декламационный монолог поддерживается двумя-тремя аккордами, повторяющимися или секвенционно проведенными на разных высотных уровнях. Также часто встречается в опере сопоставление минорных трезвучий на расстоянии большой терции.

Здесь и излюбленное Пуленком чередование тонической и уменьшенной гармоний, символизирующее неотвратимость темной силы, что также особенно сближает «Голос человеческий» с партитурой «Диалогов». Так, тема под цифрой 91, проходящая в оркестре, почти буквально повторяет лейтмотив настоятельницы из второй картины первого действия «Диалогов» (см. также пример 45):

<нотный пример № 65 а>

Встречаются и сходные мелодические построения:

<нотный пример № 65 б, в>

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова