«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех
китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий
Борисович Кабалевский.
Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет
определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки,
дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о
женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей...
Невозможно даже перечислить все виды народного песенного
творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной
народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.
Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в
жизни людей.
И песня,
И стих -
Это бомба и знамя...
писал Маяковский. Таким знаменем в далекие дни начала XX века были
для героев-подпольщиков революционные песни. «Мы пели очень много,
в разных жизненных случаях, - рассказывал видный революционер Петр
Анисимович Моисеенко, - и часто песня была нам просто необходима,
без нее мы не могли обойтись. Она звучала на досуге, как
развлечение, поднимала настроение, воодушевляла на борьбу, помогала
организовывать наши ряды».
В наше время в дни больших праздников на улицах звенят песни. Они
несутся из репродукторов, их поют демонстранты. Их знают все. Все
они, такие разные, сходны в одном: их хочется не только слушать, но
и петь самим, петь вместе с друзьями, хором, объединяясь одним
чувством, в одном порыве. Такие песни, созданные для пения на
празднике, во время коллективного шествия, в воинском быту
называются массовыми. Эти массовые песни близки народным, о которых
Н. Г. Чернышевский писал, что их поют «не из желания блеснуть и
выказать свой голос и искусство, а из потребности излить свое
чувство». Не случайно многие из них стали народными: их поют, часто
по-своему, слегка изменяя мелодию, не зная имени композитора.
Быть может самые распространенные среди массовых песен -
лирические, рассказывающие о любви и дружбе, воплощающие в себе
чувства молодых, их раздумья, их мечты.
Многие композиторы писали такие песни. Имена их широко известны.
Это братья Д. и Дм. Покрасс, М. Блантер, И. Дунаевский, В. Захаров,
В. Соловьев-Седой, Б. Мокроусов, В. Мурадели, А. Новиков, А.
Островский, А. Петров, А. Пахмутова, С. Туликов, А. Долуханян, Э.
Колмановский и другие.
В последние годы большое распространение получили эстрадные песни -
те, которые поются исполнителями-профессионалами с эстрады. Они
тоже имеют большую и славную историю. Во Франции издавна
существовало искусство шансонье - поэтов-певцов. В своем творчестве
шансонье обращались к простым людям, пели о том, что им близко.
Владимир Ильич Ленин, находясь в эмиграции в Париже, очень любил
посещать маленькие театрики и кабачки рабочих окраин, где выступали
шансонье, высмеивавшие власть богачей, быт и нравы
обывателей-буржуа, обличавшие несправедливость и зло.
Во многих странах мира песня, звучащая с эстрады, зовет людей на
борьбу за мир, восстает против насилия. Все вы, конечно, слышали
имя Виктора Хары, замечательного чилийского патриота, погибшего в
застенках Пиночета. Его убили фашисты, потому что боялись его песен
- грозного оружия искусства.
Один из главных секретов могущества песни - ее простота. Даже о
самых серьезных вещах - о борьбе за свободу, за мир на земле, за
счастье, о верной дружбе, о героических подвигах - песня умеет
говорить простыми словами, соединенными с несложной, легко
запоминающейся мелодией.
Песня, как и подавляющее большинство других вокальных произведений,
- дитя музыки и поэзии. Но отношения этих искусств между собой
здесь несколько иные, чем, скажем, в романсе или арии. В песне
разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая
повторяется несколько раз. Строфа песни называется
куплетом. Обычно он состоит из двух частей - запева
и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве - нет.
Вспомните, к примеру, песню «Пусть всегда будет солнце», созданную
А. Островским.
Л. В. Михеева
Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки - значит сказать все и ничего.
Песня - душа народа. Это уже "теплее". Песня - это верный и вечный, живой и чуткий спутник человека. В каких бы условиях ни находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный уровень, время и место их пребывания на земле.
Функции песни в жизни человека необычайно разнообразны: от интимного выражения тоски и горя - до идеи, способной поднять народ. Песня облегчает нашу душу, выражая то, что в ней накопилось. Песня создает контакт между людьми и формирует тонус общественной жизни.
Вопрос о том, что главное в песне: музыка или слова, остается без ответа. Потому что они неразделимы, как неразделимо их восприятие человеческим мозгом с его левым (воспринимающим текстовую, логическую стороны) и правым (чувствующим эмоциональную, музыкальную "материю") полушариями. Однако это не мешает тому, что иногда на один напев поются разные тексты и наоборот - один текст распевается на разные мелодии.
Мир песенного творчества огромен и бесконечен. Песни рождаются каждый день, час, секунду. Одни умирают, едва родившись. Другие живут, пока моден их автор или исполнитель. Третьи - постепенно теряют своего автора и,становясь анонимными, общими, попадают в фольклор, а с ним - в вечность. В фольклоре, конечно, песни тоже умирают, но не скоро. А главное, от них остается глубокий след, их интонации переходят в другие песни, в песни следующих поколений.
Песни разделяют на народные и авторские. Это правильно, но только на данный конкретный исторический момент, а не вообще. У человека одна мать, которая его произвела на свет. И то, что потом его жизнь принадлежит целому обществу, вовсе не отменяет его человеческого происхождения. Так же и с песней. Песни рождаются как авторские, а лучшие из них становятся народными. Конечно, когда песни издаются с указанием авторов, они больше живут как авторские. И все же: попытайтесь вспомнить все песни, которые вы знаете и любите, а потом посчитайте, у скольких из них вы знаете авторов. Вы удивитесь, как мало авторов вы знаете. Но это естественно. Воспринимая песни, как и другую музыку, мы настроены потребительски, что, конечно, не делает чести нашей культуре. Можно оправдаться только "вековыми традициями".
Песни различают по жанрам: календарно-обрядовые, трудовые, колыбельные, шуточный, свадебные, лирические, плачи, исторические, солдатские, песни-романсы и т. д. У каждого народа в каждую эпоху свой набор песенных жанров, отвечающих его духовным потребностям.
В песне кристаллизуется музыкальная интонация. Из песни она приходит в профессиональную музыку, являясь связующим звеном между музыкой простой и сложной, композитором и слушателем, искусством и жизнью.
М. Г. Рыцарева