Опера Антонио Спадавеккиа «Овод»

31.05.2011 в 18:12.

ОВОД — опера А. Спадавеккиа в 4 д. (7 к.), либретто И. Келлера. Премьеры первых постановок: Пермь, 8 ноября 1957 г., под управлением А. Шморгонера; Харьков, 29 октября 1958 г., под управлением Л. Худолея; Рига, 11 апреля 1959 г.; Челябинск, 28 мая 1959 г.; Куйбышев, 31 мая 1959 г., под управлением С. Бергольца. Опера ставилась в Чехословакии (1959). Роман английской писательницы Э. Войнич, обретший в России вторую родину и в значительной мере написанный под воздействием русского революционного движения, вызвал к жизни несколько опер; среди них «Овод» А. Зикса (1929) и В. Трамбицкого (Свердловск, 1929).

Драма главного героя — Артура порождена противоречием между его юношеской чистотой, восторженностью и фальшивостью общественной морали. Юноша чистосердечно рассказывает на исповеди о предстоящей тайной сходке борцов за свободу Италии. Священник выдает полиции тайну исповеди, и Артур невольно становится виновником ареста друзей. Любимая им Джемма называет его предателем и дает пощечину. Артур узнает, что был окружен ложью, что каноник Монтанелли, которого он считал своим учителем и другом, человеком правды, на самом деле его отец. Рушится мир иллюзий. Тринадцать лет спустя Артур появляется как революционер Риварес — Овод. Происходит его встреча с Джеммой, которая скорее чувствует, чем узнает в Риваресе Артура. В тот момент, когда вооруженный Овод хочет прорваться сквозь толпу жандармов, Монтанелли призывает его бросить оружие. Мятежника хватают враги. Слишком поздно узнает Монтанелли, что погубил сына. Овод бесстрашно встречает казнь.

Музыка оперы темпераментна, ярко театральна, эмоциональна. Автор использовал мелодику народной и революционной итальянской песни. В музыкальной драматургии применен принцип лейтмотивов как основы симфонического развития.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова