Владимир Овчинников (Vladimir Ovchinnikov)

06.02.2012 в 16:43.

Владимир Овчинников (Vladimir Ovchinnikov)

Как и многие его советские коллеги, Овчинников еще в студенческую пору вступил на конкурсную стезю. Здесь ему пришлось преодолеть весьма серьезные испытания. Он принял участие в двух соревнованиях и оба раза стал обладателем вторых премий. Однако награды эти, полученные в Монреале (1980) и на VII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, безусловно, стоят высших призов иных, менее авторитетных состязаний. Стоит к тому же вспомнить, что в Москве первая премия вообще не была присуждена.

К упомянутым соревнованиям талантливый пианист готовился под руководством своего педагога А. А. Наседкина; по его классу он и окончил Московскую консерваторию в 1981 году. Сейчас, очевидно, еще рано говорить о твердых репертуарных привязанностях молодого артиста. Сама подготовка к двум солидным конкурсам диктовала довольно широкий в стилистическом отношении охват фортепианной литературы. Во всяком случае, и специалистов, и слушателей привлекли его серьезные трактовки музыки Баха и Бетховена, свободное владение виртуозным арсеналом в исполнении пьес Стравинского и Прокофьева, романтический размах в произведениях Листа и Скрябина. К этому следует прибавить и ансамблевые успехи пианиста, принесшие ему высшую награду на соревновании в итальянском городе Верчелли (1984).

Выступление на московском конкурсе достаточно рельефно обнаружило как достоинства, так и недостатки в сегодняшнем облике исполнителя. «Своего рода сюрпризом стало выступление Владимира Овчинникова,— говорил тогда профессор С. Л. Доренский.— Правда, мы, педагоги Московской консерватории, уже несколько лет наблюдаем за его творческим ростом. В прошлом году он блестяще окончил консерваторию и заявил о себе прежде всего как пианист, обладающий редкими виртуозными качествами. Я не удивился бы, услышав его в этом, и только в этом качестве на конкурсе. Казалось, так оно и будет: еще совсем недавно, во время прослушивания группы советских пианистов, готовившихся к соревнованию, мы нашли в его игре немало недостатков интерпретаторского плана. Но за несколько месяцев, прошедших с той поры, он сумел сделать очень большой качественный шаг вперед. Уже его исполнение на первом туре этюдов, и в частности „Мазепы“ Листа, стало своего рода сенсацией: давно не помню, чтобы эта музыка игралась с таким темпераментом, артистической свободой. Да и во втором туре Овчинников играл очень ярко и содержательно. Вероятно, такой бесспорный успех был неожиданным в какой-то мере и для самого артиста, во всяком случае в финале, кажется, сказалось чрезмерное волнение, своего рода „концертный спазм“, помешавший ему показать все, на что он способен. В Первом концерте Листа ощущалась некоторая звуковая напряженность, да и технически Овчинников мог бы сыграть его более безукоризненно. Но в целом это выступление подтвердило, что перед нами артист, обладающий ярким дарованием и изумительными природными данными, который может в ближайшие годы сделать немалые успехи на концертном поприще».

Григорьев Л., Платек Я., 1990 г.

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова