Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь»
Winterreise, Op. 89, D. 911
12.01.2011 в 12:55.В предпоследний год своей короткой жизни Франц Шуберт пообещал друзьям продемонстрировать «несколько ужасных песен». Песни, которые он спел в тот день, поразили всех присутствующих своей мрачностью… Что и говорить, оснований для мрачных настроений у композитора в то время было достаточно: издать свои произведения не удалось ни в Швейцарии, ни в Германии. Надежды на стабильный заработок, который дал бы возможность свободно отдаться музыкальному творчеству, тоже рухнули: занять место вице-капельмейстера не удалось ни в Венской опере, ни в театре «У Каринтийских ворот». Только восторженный отзыв Людвига ван Бетховена о его песнях утешил Шуберта – но в скором времени Бетховена не стало… По воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт в то время «был мрачно настроен и казался утомленным».
Франц Шуберт вновь обратился к творениям Вильгельма Мюллера, на стихи которого написал ранее цикл «Прекрасная мельничиха». На этот раз внимание композитора привлек поэтический цикл, изданный впервые в 1822 г. – тогда он содержал двенадцать стихотворений, позднее еще два были опубликованы в газете, а в 1824 г. вышло новое издание цикла, который состоял теперь из двадцати четырех стихотворений. Композитор для своего вокального цикла использовал все стихи, но в некоторых местах изменил порядок.
Второй вокальный цикл Шуберта в чем-то продолжает линию первого: оба цикла написаны на стихи одного поэта, в обоих повествование ведется от лица главного героя, переживающего любовную драму, в обоих присутствует мотив странствия. Но во всем остальном эти произведения противоположны друг другу. В «Прекрасной мельничихе» есть сюжет, в котором можно выделить завязку, развитие и развязку – в «Зимнем пути» никакого сюжета нет, странствие героя не имеет конца. Первый цикл завершался самоубийством героя, но при этом «Прекрасная мельничиха» исполнена света, и даже печальный финал воспринимается скорее как «растворение в мире природы», чем как смерть – в «Зимнем пути» никто не погибает, но более безысходное произведение трудно вообразить.
Цикл состоит из двух частей, в каждой из которых – двенадцать песен. Ни в одной из них мы не увидим героя счастливым или хотя бы надеющимся на счастье. Уже первый номер – «Спокойно спи» – становится рассказом о разбитых надеждах: преобладание нисходящего движения мелодии, размеренная поступь аккомпанемента и даже само многократное повторение куплета – все эти черты создают впечатление обреченности. Эта беспрестанная поступь странника появится и в других песнях цикла, став его сквозным образом: «Одиночество», «Путевой столб», «Бодрость». Странник уходит в никуда – подальше от мест, где все напоминает о былом счастье. На пути, пролегающем среди снега, метели и скованных льдом рек, спутником его станет лишь обманчивый блуждающий огонек, единственным воплощением преданности представляется ворон, и даже флюгер на крыше кажется воплощением бездушного мира.
В цикле «Зимний путь», как и в «Прекрасной мельничихе», Шуберт использует куплетную форму, а также трехчастную, но при этом трактуются они весьма свободно: куплеты могут подвергаться варьированию, находятся в развитии, грани разделов стираются, и это превращает каждую песню в убедительный и психологически достоверный монолог. Еще более выразительными делает эти высказывания богатый гармонический язык: неожиданные модуляции, хроматические гармонии, диссонирующие задержания.
В безрадостный мир «Зимнего пути» время от времени вторгается нечто светлое – воспоминание, мечта – но эти образы каждый раз оказываются мимолетными, призрачными. Таковы песни «Весенний сон», «Почта», «Последняя надежда» и в особенности – «Липа». Вступление с его легкими, кружащимися пассажами, создает впечатление чего-то светлого, но исключительно зыбкого, почти ирреального. Ясная, гармонически устойчивая мелодия первых двух строф и репризы соотносится с миром светлой мечты, которую разрушает средний раздел с его «холодным ветром» в аккомпанементе.
После горькой иронии двух предпоследних песен – «Бодрость» и «Ложные солнца» – подводится печальный итог. В заключительной песне – «Шарманщик» – нищий старик, безнадежно вращающий ручку шарманки – видится герою олицетворением его собственной судьбы. Краткий, монотонный мотив, беспрестанно повторяющийся в фортепианной партии, играет и звукоизобразительную роль (подражание звучанию шарманки), и выразительную, создавая впечатление безысходности.
Цикл «Зимний путь» был очень дорог автору – настолько, что композитору не хотелось расставаться с рукописью. Все же из-за крайней нужды он продал его первую часть издателю – и успел увидеть ее изданной. Работать над второй частью он продолжал до самой смерти. Брат Шуберта вспоминал, как смертельно больной композитор использовал для этого «недолгие просветы сознания».
Публикации
- Концерт Иэна Бостриджа в «Зарядье» (belcanto.ru) (29.12.2021 в 18:08)
- Джойс ДиДонато выступит в Петербурге (belcanto.ru) (05.10.2021 в 17:35)
- На восьмом Большом фестивале РНО (belcanto.ru) (19.10.2016 в 21:32)
- VIII Большой фестиваль РНО пройдёт в Москве (belcanto.ru) (18.08.2016 в 12:43)
- Зимний путь из ЮАР (belcanto.ru) (14.11.2014 в 15:17)
- «Зимний путь» австрийской осенью (operanews.ru) (10.11.2014 в 18:21)
- Лето фестивалей началось в Перми (belcanto.ru) (24.07.2014 в 17:35)
- Йонас Кауфман на фестивале «Опера Априори» (operanews.ru) (21.04.2014 в 12:28)
- Интервью с Хельмутом Дойчем (belcanto.ru) (16.04.2014 в 16:09)
- Зимний путь к русским сердцам (belcanto.ru) (14.04.2014 в 21:21)
- Йонас Кауфман исполнит «Зимний путь» (belcanto.ru) (27.03.2014 в 19:31)
- Фурланетто и Четуев исполнили «Зимний путь» (belcanto.ru) (17.03.2014 в 20:16)
- «Зимний путь» Ферруччо Фурланетто (operanews.ru) (16.03.2014 в 20:08)
- Ферруччо Фурланетто исполнит «Зимний путь» (belcanto.ru) (28.02.2014 в 15:14)
- Кристина Шефер и Эрик Шнайдер в Петербурге (belcanto.ru) (02.10.2012 в 12:42)
- Петербургский рецитал Кристины Шеффер (operanews.ru) (30.09.2012 в 17:32)
- Приключения на «Зимнем пути», или Исповедь Йонаса Кауфмана (belcanto.ru) (30.07.2012 в 11:51)