Опера Чайковского «Опричник»

The Oprichnik

12.01.2011 в 17:13.

Опера в четырех актах, пяти картинах. Либретто П. Чайковского по одноименной трагедии И. И. Лажечникова.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 12 апреля 1874 г., под управлением Э. Направника.

Действующие лица:

Действие происходит в Москве во время опричнины.

Сад перед теремом князя Жемчужного. Вдали виден Кремль. Вечереет. Молчан сватает у князя его дочь Наталью. Князь согласен на свадьбу. Оба уходят. Из терема появляются Наталья и Захарьевна, окруженные поющими сенными девушками. Наталья тоже запевает — про злую тоску, про неволю в теремочке. Девушки стремятся развеселить ее. С веселой песней они уходят, а в это время Басманов и Андрей разбирают тын, ограждающий сад, и прячутся в кустах. Андрей пришел повидаться с Натальей, которую давно любит. Он был обручен с ней, но князь Жемчужный ограбил его, выгнал из родного дома и отказал в руке дочери. Андрей, чтобы отомстить, хочет поступить в опричники. Басманов призывает его не ждать Наталью, а поспешить к матери за благословением. Андрей следует за ним. Выбежавшая Наталья, которой послышался шум шагов, остается в горестном раздумье, не обращая внимания на Захарьевну и девушек, снова старающихся развеселить ее.

Изба боярыни Морозовой. Она горюет о нужде, в которой приходится жить после того, как Жемчужный погубил ее мужа и разорил их. Входит Андрей и подает матери кошель с деньгами, который получил от Басманова. Он обещает смыть кровавую обиду. Морозова опасается, как бы сын не стал опричником, и Андрей понимает, что должен скрыть от нее свое решение.Царские хоромы в Александровской слободе. Звонит колокол. Опричники один за другим входят, склонив головы, и становятся вокруг накрытого для трапезы стола. Последним входит Вязьминский, и все садятся. Вязьминский провозглашает славу царю Ивану. Чтобы не мешать молиться царю, находящемуся в ближних покоях, все собираются идти бражничать в дальние хоромы, но вошедший Басманов останавливает их: государь велит принять в опричники Андрея Морозова, примчавшегося из Москвы. Вязьминский возмущен: он поклялся мстить роду своего врага боярина Морозова! Но государю надо повиноваться. Басманов вводит Андрея, который по требованию Вязьминского клянется служить верно, отрекшись ото всех близких. Андрей в растерянности и отчаянии — только ради матери и Натальи пошел он в опричнину. Но отступать поздно, и он дает страшную клятву. Смерть настигнет его, если он окажется отступником. Опричники славят нового сподвижника и грозного царя.

Площадь перед церковью в Москве. Народ горюет о том, что царь оставил их своей милостью и удалился в Александровскую слободу. Постепенно толпа расходится. Морозова идет молиться за сына. Вбегает Наталья и бросается в ее объятья, моля о приюте. Она убежала от жестокого отца и постылого жениха. Все ее думы — об Андрее, которого она давно любит. Морозова уговаривает ее вернуться, не губить себя, но Наталья непреклонна: Андрей или смерть — вот ее выбор. Жемчужный, окруженный слугами, появляется на площади. Наталья на коленях молит отца не разлучать ее с любимым. За девушку вступается Морозова, но князь велит слугам связать непокорную. Вбегает толпа опричников с Басмановым и Андреем, они отбивают Наталью. Морозова, узнав правду о сыне, проклинает его. Опричники увозят ее и Наталью в Александровскую слободу.

В Александровской слободе свадебный хор славит Наталью и Андрея. Все пляшут. Андрей счастлив: царь простил его, отпустил из опричнины и разрешил жениться на любимой. Но до полуночи он еще опричник и по-прежнему связан клятвой. Наталье страшно: сердце ждет беды. Нежданным гостем является на пиру Вязьминский. Со злорадством сообщает он, что государь, прослышавший о красоте княжны, желает видеть ее — одну, без жениха. Андрей не согласен отпустить невесту одну — он тоже пойдет с ней! Вязьминский угрожает царским гневом и приказывает схватить непокорного. Наталья без чувств падает на руки опричников. Отворяются двери в царские хоромы. Басманов кидается туда и возвращается со страшной вестью: настал последний час для Андрея. Опричники уводят его. Вязьминский приводит Морозову и в окно показывает плаху, приготовленную для сына. Боярыня падает мертвая. Опричники славят царя Ивана.

Л. Михеева


ОПРИЧНИК — опера П. Чайковского в 4 д. (5 к.), либретто композитора по одноименной трагедии И. Лажечникова. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 12 апреля 1874 г., под управлением Э. Направника.

Трагедия Лажечникова — старомодная мелодрама, написанная в 1830-х гг. и отличающаяся от драм Н. Кукольника и П. Ободовского несколько меньшим пафосом и цветистостью. Автор, впрочем, дерзнул показать жестокость самовластья и опричнины. Это неизмеримо правдивее и театральнее сделали позднее Л. Мей в «Царской невесте», А. Толстой в «Смерти Иоанна Грозного» и А. Островский в «Василисе Мелентьевой» — пьесах, поставленных почти одновременно с «Опричником» в Александрийском театре.

Князь Жемчужный разорил семью боярина Морозова, погубил его самого. Но сын Морозова Андрей любит дочь своего врага Наталью, хотя и не надеется на брак с ней. Желая отомстить князю, Андрей по совету своего друга Басманова решает пойти в опричники. Для этого он вынужден отречься от родной матери, которая, узнав, что сын стал опричником, проклинает его. Но жертва Андрея не оправдывает себя. По требованию царя Наталью должны отвести к нему в покои. Андрей выступает на защиту любимой и проклинает царя. Он идет на казнь, которую видит его мать.

Ситуации мелодраматически напряженны, напоминая сценические положения, характерные для Мейербера. Но музыкальная драматургия «Опричника» показывает, как окрепло и возросло мастерство Чайковского. Его творение проникнуто психологической правдой, вдохновенным лиризмом, глубоко национально. Некоторые образы, например боярыни Морозовой,— выдающееся завоевание оперного реализма. Наряду с проникновенными лирическими страницами произведение богато превосходными драматическими ансамблями и хорами. Композитор правдиво воссоздал мрачную атмосферу царствования Ивана Грозного.

«Опричник» шел на русской сцене при жизни автора. Среди лучших его исполнителей — М. Славина (Морозова), Н. Фигнер (Андрей), Ф. Шаляпин (Вязьминский). Опера неоднократно ставилась и в XX в. (Ленинград, 1930; Свердловск, 1936; Фрунзе, 1957; Москва, Большой театр, 1999 г. и др.).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова