Опера Фибиха «Шарка»

Šárka

30.07.2011 в 13:44.

Шарка (Šárka) — опера 3. Фибиха в 3 д., либретто А. Шульцовой. Премьера: Прага, 28 декабря 1897 г.

В основе либретто — легенда о девах-воительницах, послужившая темой для многих произведений чешского искусства, в том числе для симфонических (поэма Б. Сметаны) и оперных (сочинение Л. Яначека). Действие развертывается в сказочные времена.

После смерти княгини Либуше, первой правительницы Чехии, власть перешла к ее мужу Пржемыслу, а женщины и девушки утратили былые права. Раньше они наравне с мужчинами вершили суд, сражались с врагами, участвовали в делах правления. Девушки во главе со своей предводительницей Властой приходят в священную рощу, где встречают князя Пржемысла со свитой. Он отвечает отказом на предложение Власты вернуть женщинам их права, и Власта объявляет мужчинам войну. Одна из дев, Шарка, вызывает на поединок воина Цтирада, но тот презрительно отказывается. В глухом лесу девы обсуждают план борьбы. Шарка, зная о приближении Цтирада, решает прибегнуть к хитрости. Ее привязывают к дереву и оставляют одну. Здесь ее находит Цтирад, и Шарка рассказывает ему вымышленную историю о том, как жестоко обошлись с ней подруги за призыв покончить с войной. Цтирад, поверив Шарке, покоренный ее красотой, освобождает ее. Шарка тоже очарована Цтирадом и выдает ему тайну заговора: едва она затрубит в рог, как появятся девы-воительницы. Шарка уговаривает его бежать, но гордый и мужественный витязь отказывается; он хватает рог и призывает дев. Сбегаются воительницы. Они разбивают дружину Цтирада, а сам он тяжело ранен. Шарка объявляет его своим пленником. Тщетно девушка просит подруг сохранить жизнь Цтираду. Он приговорен к смерти. Тогда Шарка отправляется в лагерь Пржемысла и приводит его и воинов к девичьему стану. Мужчины, захватив девушек врасплох, побеждают их. Подруги Шарки убиты, Цтирад освобожден. Он хочет увезти любимую в свой замок, но она, мучимая угрызениями совести, бросается со скалы в пропасть.

Опера Фибиха не только сюжетно продолжает «Либуше» Сметаны, но и стилистически примыкает к ней. Фибих переосмыслил образы легенды, отразив в опере тему борьбы за равноправие женщин. Консервативная печать осыпала его насмешками. Музыка полна могучей поэзии (образы природы) и эмоциональной выразительности.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова