Людвиг ван Бетховен
Глава №36 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюЛюдвиг ван Бетховен является одной из наиболее выдающихся фигур в истории музыки. Его искусство вобрало в себя все, что было создано великими мастерами XVIII века. В то же время музыка Бетховена открывает новый, революционный путь следующим поколениям творцов музыки. Бетховен, гениальный ученик своих великих предшественников, словно венчает собой симфонические достижения Гайдна и Моцарта, претворяет в жизнь все возможности классической камерной и фортепьянной музыки. Композитор-революционер наполняет новым содержанием полученные в наследство формы. Музыка Бетховена своим огромным внутренним напряжением разрывает рамки симфонии, сонаты, струнного квартета и создает новое, более широкое, более индивидуальное звучание, которое выражает уже не духовный мир «придворного музыканта» XVIII века, а воспевает рвущийся ввысь свободный дух, дух человека, даже музыка которого звучит эхом идей французской революции, эхом мыслей о «Свободе, Равенстве, Братстве».
Произведения Бетховена не только венчают эпоху в истории музыки, по праву названную классической, но и предсказывают век романтизма, служат вступлением к нему, провозглашая его законы — полное развертывание индивидуальности, смелое выдвижение идеи свободы, страстную ненависть к тирании, подчеркивание национальной, патриотической мысли и сознательное понимание того, что подлинная задача музыки состоит в том, чтобы вести человечество по новому пути, и, — в противовес отсталости, мелочному крохоборству мещанина, — претворять в жизнь идеи подлинного гуманизма, истинной человечности.
Бетховен — это революционер, восторженный демократ и республиканец. Он один из тех художников, которые уже не довольствуются признанием аристократических салонов, милостями меценатов, а выходят на открытые концертные подмостки и отдают сокровища своего искусства новой, буржуазной публике. Новая публика, разумеется, ожидает новых звуков. Она ожидает музыки более энергичной, более далеко слышимой мелодии, которые пробуждают жажду свободы в тысячах, десятках тысяч людей. В душе Бетховена мелодии также рождались одна за другой: в его симфониях появляется герой, который даже под тысячами ударов судьбы продолжает идти вперед с высоко поднятой головой, отстаивая человеческую правду против слепых сил рока. Однако в этих симфониях-гигантах звучит не только драматический голос; в них есть и мужественный, смелый оптимизм: поэт, опьяненный красотой природы, силой народной музыки, даже несмотря на все свои физические страдания, воспевает красоту жизни, радость творчества и борьбы.
Бетховен был автором и сценической музыки. Сцена всегда занимала воображение великого композитора. Еще во время своего учения в Бонне он пишет балет о рыцарях, сюжет которого был разработан другом и покровителем юного художника графом Вальдштейном. Через десять лет после этой юношеской попытки, в марте 1801 года, он создает новое произведение: «Творения Прометея». Этот балет однако не имел успеха у венской публики. Автор либретто и хореографии, всемирно известный Сальваторе Вигано (кстати сказать, один из выдающихся артистов балета той эпохи), поставил на сцене серьезное, глубокое по смыслу, требующее большого внимания произведение, да и бетховенская музыка, в соответствии с символическим, философским содержанием балета, была необычайно приподнятой, классически чеканной. Публика же императорской столицы требовала возбуждающей музыки, эффектного балета, легкого развлечения.
Аналогичная судьба ожидала поставленного на сцене в 1810 году «Эгмонта». К драме Гете, состоящей из пяти частей, Бетховен написал увертюру, оркестровое интермеццо, победную симфонию и вставной вокальный номер. Однако симфоническое по своему размаху произведение вскоре сошло со сцены, и теперь в концертах можно слышать только увертюру к «Эгмонту» и песню Клерхен.