Исторический фон оперы «Тоска»
Глава №142 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержанию1795 год... Революционная французская армия уже на чужой территории. Войском в Италии руководит генерал Шерер. Французский генерал, с боями отступая под натиском противника, шлет в Париж отчаянные письма: нет денег, нет провианта! Без сапог, одежды, пороха и медикаментов армию ожидает неминуемое поражение. Парижская Директория денег, правда, не шлет, но посылает нового генерала, по имени Бонапарт. «Маленький корсиканец» принимает армию чуть ли не в состоянии развала, большая часть воинов маршировала босиком, тысячи людей не имели ружей, значительной части офицеров не досталось верховых лошадей. Наполеон быстро наводит в армии порядок.
Итальянские патриоты всюду приветствуют его как провозвестника свободы.
Самая беспощадная противница единой и независимой Италии, Австрия, получает удары, один сильнее другого. Лоди... Риволи... Арколе...! Революционная народная армия, под водительством гениального полководца ломает любое сопротивление австрийцев. Наконец, приходит день, когда Наполеон (в марте 1797 г.) выступает против самой темной, наиболее реакционной власти Италии — против папского государства, Романьи. Он вводит в действие всего лишь одну дивизию, но папская армия, состоящая из трусливых солдат-наемников, отступает перед нею. Кое-где пробуют бороться против корсиканца, пустив в ход церковные чудеса: в местах богомолья кровоточат статуи, болезненно смыкаются глаза богоматери. Но все напрасно. Наполеон тоже разбирался в чудесах. Пленных солдат папства он попросту отослал домой, — идите с миром! И от этого простого жеста рассыпалось все папское войско. Перестали сопротивляться крепости; дивизии бросали оружие, все стремились возможно скорее попасть в плен к Наполеону, чтобы вернуться к мирному труду.
После победы над Романьей, Наполеон заключил с папой мир, предоставив тем самым Ватикану возможность подавить и уничтожить всех революционеров, вышедших из подполья после известия о победе Наполеона. Однако «героя свободы», Наполеона, эти трагедии не интересовали.
«Плохо вы знаете эту итальянскую чернь. Она, право, не достойна того, чтоб за независимость ее мы пожертвовали 40 000 французов. Из ваших писем я вижу, что вы исходите из ложного предположения: вы воображаете, что силой свободы можно призвать к действию трусливого и суеверного панталоне!» — пишет он одному своему парижскому другу.
Но история вскоре опровергает циничное утверждение Наполеона. В декабре 1797 года жители Романьи поднимаются на борьбу против папской тирании. Народ и передовая буржуазия не могут больше выносить непосильной тяжести налогов, террора доносчиков, инквизиции, действующей под видом суда, — словом, мрачного средневековья, перенесенного в XIX век. Солдаты Наполеона, однако, пожертвовали все же немало французской крови во имя свободы итальянских панталоне.
В то время как на улицах Рима строятся баррикады, герои Жемаппе от всей души поддерживают освободительное движение итальянских патриотов. В ходе боев гибнет французский генерал Дюфо. Тут уже и Наполеон вынужден принять меры. Как бы ни хотелось ему сохранить мир с главой церкви, подготавливая, таким образом, свои уже зародившиеся монархистские планы, приходится вмешаться. 15 февраля 1798 года французские войска занимают Рим, народ лишает папу светской власти и провозглашает Римскую Республику. Союзники папского государства, Габсбурги, не примиряются с поражением. Весной 1800 года они вновь посылают в Италию австрийские дивизии, в результате ряда побед которых Римская Республика пала.
В мае 1800 года Наполеон совершают штурмовой переход через заснеженные Альпы и нападает на габсбургские войска. Решающая битва происходит под Маренго. Первую битву под Маренго выигрывают австрийцы. Но Наполеон еще в тот же день приводит разбитое французское войско в боевой порядок, принуждает австрийцев ко второй схватке и в этом втором сражении разбивает противника.
Во втором действии «Тоски» Каварадосси восклицает, ликуя: Победа! Победа! Он приветствует победу у Маренго, ибо он и его друзья вправе надеяться, что поражение тирании означает восстановление римской демократии.
Славные ветераны французской армии и все те, кто еще хранит иллюзию, что Наполеон своим мечом пробьет дорогу идее свободы, стремятся натолкнуть «первого консула» на то, чтобы он воспользовался победой для создания свободной, передовой Италии. Ведь освобождения из итальянских тюрем ждет не только Андже- лотти, революционер из «Тоски», но и тысячи, десятки тысяч революционеров в Парме, Романье, Неаполе, Ломбардии.
Наполеон, однако, мыслит иначе. Ему необходимо восстановление власти Ватикана. Он и не скрывает, почему для него милее Ватикан с темницами, чем Римская Республика, провозглашающая идеи свободы. Уже после Маренго он заявляет:
«Человечество не может жить без имущественного неравенства. А имущественное неравенство не может существовать без церкви».
Наполеон заключает с папой договор, согласно которому церкви и папскому государству в значительной мере возвращаются их права.
Таким образом мечты всех Каварадосси и Анджелотти рушатся. «Освободитель», прославленный герой-корсиканец, от которого ожидали разрушения всех итальянских Бастилий, утвердил и силой оружия освятил решетки тюрем Ватикана.
На этом историческом фоне надо себе представить героев «Тоски».Тогда станет ясно, почему ризничий с таким подозрением следит за каждым шагом Каварадосси, почему он ощущает запах чертовщины даже от полотна картины, которую пишет живописец. На основании показаний именно ризничего начинают преследовать художника.
За прогрессивно мыслящими гражданами, стало быть, следят папские доносчики, и лишь вопрос времени, кто попадется в руки полицейских ищеек раньше — Анджелотти или Каварадосси.
Драматург Сарду удачно передает исторический фон «Тоски». Эскизно набросанные побочные фигуры и ярко обрисованный Скарпья представляют всю эпоху: это темный мир деспотизма, отстаивающего свою власть при помощи пыток, тюрем, казней, доносчиков и разветвленной сети полиции.
За Анджелотти и Каварадосси (оба — вымышленные лица) шли тысячи последователей. Знамя свободной Италии подняли сначала карбонарии, затем приверженцы Мадзини и Гарибальди. В кровопролитных боях, в ожесточенной борьбе, продолжавшейся три четверти столетия, они сломили, наконец, светскую власть Ватикана. Это была тяжелая победа, потребовавшая многих жертв. Веда свободолюбивые итальянцы должны были сражаться не только с наемным войском Ватикана, но и с французскими, итальянскими и австрийскими властителями, не раз выступавшими с оружием в руках, чтобы склонить весы борьбы в пользу папы.
Рим был освобожден через 100 лет после провозглашения Республики, объединившись с единой Италией.