Музыка на рубеже XX столетия
Глава №75 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюКакова же была музыка, которая в этот период брожения, на рубеже XIX и XX веков, воодушевляла любителей музыки?
Прежде всего это, несомненно, музыка Рихарда Вагнера.
Лишь несколько десятилетий тому назад Париж с насмешливым хохотом провалил «Тангейзера», еще за несколько лет до этого Вена сочла, что опера «Тристан и Изольда» непригодна для постановки, Берлин отверг одно за другим самые выдающиеся произведения композитора, в Мюнхене еще не так давно происходили политические скандалы вокруг премьер «Кольца нибелунга», «Лоэнгрина» и «Тангейзера»... Но на пороге XX века в этих же государствах и городах заботливо разыскивают каждую крупицу вагнеров- ского наследия, составляют таблицы лейтмотивов, выпускают тщательно проверенные критические издания, где не пропущены ни одна нота, ни один знак крещендо.
Но в то время, как тени нибелунгов наводняют оперные сцены всего мира и громоподобная оркестровка партий Вотана увлекает всех молодых музыкантов и композиторов, мир начинает завоевывать и другая, проникнутая галльским духом, отличающаяся чистотой форм музыка: это творчество Бизе, чарующее средиземноморской атмосферой («Кармен»), и выдержанный в мягких пастельных тонах импрессионизм Дебюсси. В мировом концерте звучат и голоса европейского востока. Выдающиеся умы уже заметили Модеста Мусоргского (см. записки Дебюсси и Белы Бартока), то новое искусство, которое поднимает народные интонации до уровня драмы, а простоте народных мелодий сообщает невиданную до того времени мощь. Музыкальный спектр рубежа XIX и XX веков был бы неполным, если бы мы ограничились только гениями — Вагнером, Дебюсси, Мусоргским... В это время во всем мире основываются сотни и тысячи музыкальных учреждений, от которых миллионы слушателей требуют «повседневной» музыки, не взлетающей на головокружительную высоту, избегающей ужасающих пропастей, но дающей им доброкачественное развлечение: оперы, оперетты, балета, симфоний и симфонических поэм, содержание и форма которых низведены до уровня запросов среднего слушателя.
Бросим взгляд на импровизированную хронологическую таблицу времени создания наиболее важных произведений конца XIX и начала XX столетий: какое преплетение стремлений, мелодий, художественных форм и стилей...
1890 — "Самсон и Далила" (Сен-Санс), "Сельская честь" (Масканьи)
1891 — Густав Малер. Первая симфония
1892 — "Фальстаф" (Верди), "Паяцы" (Леонкавалло ), "Рыцарь Пазман" (Иоганн Штраус)
1893 — "Послеполуденный отдых фавна", Струнный квартет (Дебюсси)
1895 — "Тиль Уленшпигель" (Рихард Штраус), Античный менуэт (Равель)
1896 — Песни на стихи Малларме (Равель), "Так говорил Заратустра" (Рихард Штраус), "Богема" (Пуччини)
1897 — Песни на стихи Микеланджело (Гуго Вольф), "Садко" (Римский-Корсаков)
1898 — Две эпиграммы (Равель), "Раймонда" (Глазунов)
1899 — "Персидская роза" (Салливан), Три ноктюрна (Дебюсси), "Жизнь героя" (Рихард Штраус), Павана (Равель)
1900 — "Тоска" (Пуччини)
1903 — Симфония "Кошут" (Барток)
1905 — "Веселая вдова" (Легар), "Саломея" (Рихард Штраус)