«Нюрнбергские мейстерзингеры». Старый Нюрнберг
Глава №59 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюНюрнберг, один из старейших городов Германии, основанный еще императором Генрихом II, в 1279 году получил от императора Фридриха II грамоту вольного города, которая до известной степени гарантировала ему некоторые права и защиту против притязаний и тирании феодалов.
Древний замок, построенный на возвышенности, и окружающие его узкие, кривые улочки — таков вид средневекового города, на фоне которого разыгрывается действие комической оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
С течением времени Нюрнберг превратился в настоящий город-государство, который в эпоху его расцвета сравнивали с Венецией и Генуей. Нюрнберг самостоятельно заключал союзы, вступал во внешнеторговые отношения с иностранными государствами и вел войны, главным образом против феодалов, известных склонностью к насилию и грабежам.
Промышленность и торговля Нюрнберга процветали уже в средние века. Благодаря своему благоприятному географическому положению на пересечении оживленных торговых путей он стал крупным торговым центром. Через него шли товары в Голландию и Польшу, пиренейские государства, Венецию и Венгрию, и сам Нюрнберг посылал в эти отдаленные области изделия своих ремесленников. В средние века и на заре нового времени, когда разыгрывается действие «Нюрнбергских мейстерзингеров», управление города находилось в руках главным образом знати. Право участия в управлении принадлежало 42 семьям патрициев. Наряду с ними существовал и городский сенат, который, однако, не имел настоящей власти.
Городу, окруженному крепостными стенами, несмотря на дарованную ему грамоту о вольности, приходилось вести кровавую борьбу с маркграфами, располагавшими вооруженной силой, и окрестными рыцарями-грабителями, которые время от времени совершали налеты на торговые караваны, грабя ценные товары, захватывая в плен путешественников и затем возвращая им свободу за большой выкуп.
В это время расцветала не только торговля, но и культура Нюрнберга. Здесь жил изобретатель карманных часов Петер Хенлейн, здесь творил Альбрехт Дюрер (1471—1528), великий художник и график немецкого Ренессанса, а также целый ряд других представителей науки и искусства. Здесь родился и жил сапожник, поэт и мейстерзингер Ганс Сакс (1494—1576), герой оперы-комедии Вагнера.
Таким образом, Вагнер воспроизводит как раз ту эпоху из жизни города, когда из моря феодализма начинает подниматься один из островков нарождающейся буржуазной культуры — старый Нюрнберг. Перед зрителями появляются жившие пятьсот лет назад Цеховые мастера, мейстерзингеры, ремесленники, нередко бросавшие свои инструменты и спешившие на крепостные стены, чтобы мечом отражать нападения высокородных разбойников, появляются ремесленники-патриции с крепкими кулаками, снаряжавшие настоящие походы, чтобы создать в Европе сеть свободных торговых путей. В нюрнбергских ремесленниках оживает подлинно героический период нарождающегося буржуазного мира.