«Похищение из сераля». История создания оперы
Глава №21 книги «Путеводитель по операм — 1»
К предыдущей главе К следующей главе К содержаниюВ июле 1781 года Моцарт получил либретто музыкальной пьесы «Похищение из сераля». Император Иосиф II высказал пожелание, чтобы занимательную тему переложил на музыку один из крупнейших композиторов эпохи — Вольфганг Амадей Моцарт. Моцарт охотно приступил к работе. В либретто он нашел для себя новые возможности. В противоположность привычным итальянским либретто, которые лишь весьма приблизительно связывали отдельные арии, дуэты, терцеты, новый текст представлял собой настоящую пьесу, наивную, но полную жизни. Ее автор, Готтлоб Стефани, руководствовался не только примером итальянских мастеров, но и так называемыми зингшпилями, которые все больше завоевывали немецкую сцену, внося в музыкальный театр дух народных представлений.
Правда, Готтлоб Стефани не писал таких шлифованных стихотворных строк, как великий мастер итальянских либретто Метастазио; его метафоры и сравнения не столь художественны, как у итальянских либреттистов, зато его произведение полно юмора, меткой шутки, это живая, богатая событиями пьеса. Итальянцы писали мелодрамы, которые служили лишь одной цели: быть чем-то вроде гарнира к помпезной продукции певцов.
Австрийский же либреттист не довольствовался этой задачей: пусть даже в простой и наивной форме, но он создавал на сцене бурлящее действие, причем сюжет давал композитору возможности не только создавать арии и интермеццо, обращенные к сердцу слушателя, но и реально изображать события.
Благодаря случайному стечению обстоятельств главная героиня «Похищения из сераля» звалась Констанцей, так же, как возлюбленная Моцарта, ставшая затем его женой. Таким образом, композитор в какой-то мере изображал и свою жизнь, отображая свою борьбу за свободу и счастье Констанцы.
Дело в том, что вокруг подлинной, живой Констанцы также кипела борьба. Семья не соглашалась на ее брак с Моцартом. Не имеющий средств, обладающий неопределенным будущим композитор не считался выгодной партией. Отец великого композитора, Леопольд Моцарт, также возражал против этого брака. Старый маэстро, который всю свою жизнь заботился лишь об успехах сына, полагал, что создание семьи означает конец карьеры Моцарта, начало будничной, полной повседневных забот жизни.
Опера «Похищение из сераля» была готова в мае 1782 года, а уже 16 июля ее показали в «Бургтеатре». Шедевр Моцарта нашел как поклонников, так и злобных завистников. Однако публика поддержала тех, кто восхищался Моцартом. Даже знатоки преклонились перед гением композитора, особенно когда и великий реформатор оперы Глюк с восторгом отозвался об этом блистательном произведении. «Похищение из сераля» скоро было поставлено на сценах Лейпцига, Бонна, Мюнхена, Франкфурта, Маннхейма, Праги.