Опера Беллини «Норма»

Norma

12.01.2011 в 09:03.
Опера Винченцо Беллини «Норма». Постер Рафала Ольбиньского

Лирическая трагедия в двух действиях Винченцо Беллини; либретто Ф. Романи по одноимённой драме А. Суме.
Первая постановка: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 года.

Действующие лица: Поллион (тенор), Оровез (бас), Норма (сопрано), Адальжиза (сопрано), Клотильда (меццо-сопрано), Флавий (тенор), двое детей, сыновья Нормы и Поллиона, друиды, барды, ваты, жрицы, галльские воины.

Действие происходит в Галлии.

Действие первое

Священная роща друидов, в центре дубовая статуя бога Ирминсула и жертвенник. Ночь. Под звуки религиозного марша проходят шеренги галлов, затем процессия друидов во главе с верховным жрецом Оровезом. Оровез объявляет о том, что Норма, его дочь, с восходом луны совершит таинственный обряд — жатву священной омелы. Тогда Ирминсул устами Нормы возвестит о грядущем конце чужеземного ига (соло с хором «Ite sul colle, o Druidi»; «Здесь вы, друиды, рассейтесь все по холмам»). Кортеж галлов удаляется, и появляются римский проконсул Поллион и его друг Флавий. Проконсул был любовником Нормы, которая родила ему двух сыновей, но никто из галлов об этом не знает. Однако проконсул уже не любит Норму, увлечённый юной жрицей Адальжизой.

Восходит луна, раздаётся звон священного щита, и появляется Норма в окружении толпы (хор «Norma viene»; «Норма вышла»). Начинается обряд. Норма пророчествует о том, что дни мщения ещё не наступили, что нужно ждать. В её молитве смешаны ненависть к римлянам и желание увидеть проконсула («Casta diva, che inargenti»; «О богиня, взор твой ясный»). По окончании обряда все уходят, кроме Адальжизы, которая терзается, вспоминая Поллиона. Появившийся проконсул умоляет её бежать с ним в Рим, куда его вызывают. Адальжиза, поколебавшись, обещает Поллиону следовать за ним (дуэт «Va’, crudele, e al dio spietato»; «Что ж, пожертвуй моею кровью»).

Покои Нормы. Входит друидесса, ведя за руку детей. Обуреваемая противоречивыми чувствами, она подозревает Поллиона в измене: она дрожит при мысли о том, что он намеревается вернуться в Рим без неё и детей. Адальжиза приходит в дом Нормы, чтобы исповедаться в своей преступной любви к римлянину. Взволнованная её признанием Норма обещает помочь Адальжизе, освободив её от обета безбрачия (дуэт «Sola, furtiva al tempio»; «Часто с тех пор украдкой в храме я с ним виделась»), и спрашивает имя её возлюбленного. Адальжиза показывает на входящего в комнату Поллиона. В приступе гнева Норма объвиняет римлянина в том, что он предал её и сыновей (терцет «Oh! di qual sei tu vittima»; «Ты гнусного предателя жертвой несчастной стала»). Поллион пытается увести Адальжизу, но та с презрением отвергает его и указывает ему настоящую жену.

Действие второе

В покоях Нормы спят её дети. Она заходит со светильником и обнажённым кинжалом. Норма замыслила убить детей, но силы ей изменяют («Dormono entrambi»; «Оба заснули»). Призвав Адальжизу, она просит взять их с собой в римский лагерь после того, как девушка выйдет замуж за Поллиона (дуэт «Deh! con te, con te li prendi»; «Ах, с собою ты возьми их»). Адальжиза отказывается от брака с Поллионом (дуэт «Mira, o Norma»; «Хоть малюток своих прекрасных»), которого она хочет уговорить вернуться к Норме. В сердце Нормы пробуждается надежда.

Пустынное место близ рощи друидов. Норма в храме ожидает Клотильду. Но та приносит ей плохие вести: молодой жрице не удалось поколебать Поллиона, который грозит похитить её из храма. Норма трижды ударяет в священный щит, призывая галлов к восстанию против римлян. Теперь необходимо принести жертву богу. В этот момент Клотильда сообщает ей о том, что римский воин совершил святотатство, проникнув в храм. Это Поллион. Норма просит оставить их одних. Она предлагает римлянину спасение, если он откажется от Адальжизы. Поллион непоколебим. Норма грозит ему смертью сыновей, Адальжизы и полным истреблением римского войска. Наконец, доведённая до отчаяния, она приказывает развести костёр, на котором будет сожжена преступная, нарушившая обет жрица. Перед всем народом Норма обвиняет себя (соло с хором «Qual cor tradisti»; «Какое сердце, жестокий, предал»), просит прощения у Оровеза и поручает ему детей. Поллион разделяет её участь.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


НОРМА (Norma) — музыкальная трагедия В. Беллини в 2 действиях, либретто Ф. Романи по одноименной драме М. Бельмонте и А. Суме. Премьера: Милан, театр «Ла Скала», 26 декабря 1831 г., под управлением автора (Дж. Паста — Норма, Джулия Гризи — Адальджиза).

В истории итальянского оперного искусства дата первого исполнения оперы Беллини — такое же крупное событие, как премьеры опер Россини, Верди, Пуччини. Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии.

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

«Норма» — произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична. Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы — один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне.

В России «Норма» была впервые показана немецкой труппой в 1835 г., на русской сцене — в Петербурге 15 октября 1837 г. (М. Степанова — Норма, А. Петрова — Адальджиза, А. Несторов — Поллион, О. Петров — Оровезо); в 1841 г. в заглавной партии выступила Дж. Паста. Опера входила в репертуар итальянской труппы в Петербурге с 1844 г.; на русской сцене была вновь поставлена в 1909 г. силами артистов Московской частной оперы. В XX веке среди исполнительниц заглавной партии непревзойденной осталась М. Каллас. В 1974 г. на гастролях «Ла Скала» в Москве в партии Нормы с блеском выступила М. Кабалье. В том же году по опере был снят телефильм (режиссер П. Журдан, М. Кабалье — Норма).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова