Опера Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Christmas Eve

12.01.2011 в 08:58.

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

Опера (Быль-колядка) в четырех актах (девяти картинах) Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто композитора по одноименной повести Гоголя.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 28 ноября 1895 года.

Действующие лица: Царица (меццо-сопрано), Голова (баритон), Чуб, пожилой казак (бас), Оксана, его дочь (сопрано), Солоха, вдова, по слухам – ведьма (меццо-сопрано), Кузнец Вакула, её сын (тенор), Панас, Чубов кум (бас), Дьяк Осип Никифорович (тенор), Пацюк, старый запорожец, знахарь (бас), Чёрт (тенор), Баба с фиолетовым носом (меццо-сопрано), Баба с обыкновенным носом (сопрано).
Девушки, парубки, диканьские казаки и казачки, ведьмы, колдуны, тёмные и светлые духи, образы Коляды и Овсеня, Утренница (Венера) и другие звёзды, придворные кавалеры и дамы, лакеи.

Действие происходит в Малороссии, в селе Диканьке, во дворце и в воздушном пространстве в XVIII веке.

Поздним вечером накануне рождества вылетает на помеле из хаты Солоха, мать Вакулы. На крыше другой хаты — Черт. Он очень зол на Вакулу, который в церкви так размалевал его фигуру, что смеялись даже черти в аду. Чтобы отомстить кузнецу, Черт хочет похитить луну с неба, раздуть вьюгу, тогда Чуб не слезет с печи, останется дома, и Вакула не сможет навестить свою возлюбленную Оксану, Чубову дочь. Сказано — сделано. Черт с Солохой улетают и скрываются в синеве ночи. Причудливое черное облако, очертаниями своими похоже на них, приближается к месяцу, который начинает покачиваться в облаках, а потом совершенно срывается. Становится темно. Поднимается метель.

Сквозь нее пробирается подгулявший Панас, направляется к хате Чуба. Ничто не может остановить кумов: они направляются в гости к Дьяку. И Вакуле не спится: в сомнении он бродит вокруг Чубовой хаты — полюбит ли его Оксана? Тем временем усилилась вьюга. Проплутав темноте, не найдя хаты Дьяка, Чуб возвращается. Но своей хаты ему не найти. Чуб решает тогда навестить Золоху. Светает. Вновь месяц и звезды показываются на небе.

Не спится и Оксане: охорашиваясь перед зеркалом, она любуется собой. Незаметно вошедший Вакула восхищен ее красотой. Но не так просто завладеть сердцем красавицы. Она скучает, ждет подруг, чтобы поколядовать; парубки придут, расскажут славные сказки. А вот и они! Одна из девушек в новых сапожках. Оксана жалуется, что никто не сделает ей такой подарок. В ответ на готовность Вакулы достать любые черевички Оксана, издеваясь, требует таких, что сама царица носит. Достанет — выйдет за него замуж, а нет — пусть уходит.

Солоха с Чертом обогреваются у печи: холодно было в небе в морозный вечер. Пляшут, обнимаются. Пляс прерывается громким стуком в дверь. В избе валяются мешки с углями. В такой мешок, вытряхнув из него уголь, Солоха еле успевает спрятать Черта, как входит Голова, один из ее многочисленных поклонников. Только выпил он чарку водки — и опять стук. Солоха прячет Голову в другой мешок и впускает Дьяка. Но и его ухаживания были недолгими: опять стучатся. Солоха прячет Дьяка в последний свободный мешок. Приходит Чуб. Ласково встречает Солоха желанного гостя. Однако неожиданно возвращается домой Вакула. Не на шутку перепуганная Солоха прячет Чуба в тот же мешок, где уже сидит Дьяк, а сама уходит. Вакула хочет вынести из хаты мешки, но они показались ему очень тяжелыми. А ведь совсем недавно он гнул пятаки, ломал подковы: видно, тоска вконец иссушила молодца. Упрямый кузнец не желает поддаться кручине, взваливает все три мешка на спину и выносит их из хаты.

Вакула с мешками направляется к своей кузнице и здесь сбрасывает их. В эту светлую ночь молодежь колядует перед окнами. Возникают игры. Панас, перевернув на себе шубу шерстью вверх, изображает козу. Девушки закидывают его снегом. Веселится и Оксана. Сумрачный стоит в стороне Вакула: он решил покинуть село и прощается с гордой девушкой. Оксана смущена: не наложит ли он на себя руки с горя? Но вновь общее веселье увлекает ее. Молодежь развязывает мешки, из которых один за другим вылезают сконфуженные Чуб, Дьяк и Голова. Столь странное появление незадачливых поклонников Солохи молодежь встречает безудержным смехом и затейливыми шутками.

Что же делать дальше Вакуле? С небольшим заплечным мешком, где, как думается ему, находятся кузнечные принадлежности, он отправляется за советом к старому знахарю Пацюку. В изумлении взирает кузнец, как тот сидит у себя в хате на полу по-турецки. Перед ним две деревянные миски: одна с варениками, другая со сметаной. Вареники, выплескиваясь из миски, шлепаются в сметану и, перевернувшись, отправляются ему в рот. Едва оправившись от удивления, Вакула спрашивает у Пацюка, как ему связаться с нечистой силой, чтобы заставить ее помочь в его горе — «Тому недалеко ходить, у кого черт за плечами», — невозмутимо, продолжая есть, отвечает Пацюк. В недоумении Вакула снимает мешок с плеч — откуда выскакивает Черт. Тот готов помочь ему, если кузнец продаст свою душу. Но когда Вакула схватил его за шиворот, угрожая крестным знамением, Черт обещает сделать все, что он захочет. Вакула приказывает доставить его к Царице. Черт оборачивается крылатым конем, Вакула вскакивает на него, оба исчезают во тьме.

Вакула несется на своем коне в воздушном пространстве. Играют, пляшут звезды, заводят хоровод. Набегают тучи. Завела свои игры и бесовская нечисть — среди них Пацюк и Солоха, пытающиеся преградить дорогу Вакуле. Но уже сквозь мглу виднеется столица, освещенная огнями.

На петербургском балу в окружении придворных появляется Царица. Перед ней падает ниц Вакула. Его прямая, смелая речь ей понравилась. Царица дарит кузнецу свои самые дорогие черевички.

Обратно мчится Вакула с драгоценной ношей. Светлые духи сопровождают его. На небе зажигается ярким светом Утренница; мимо проплывают Коляда и Овсень со своей свитой. Наступает рассвет. Вдали виднеется Диканька, озаренная первыми лучами солнца. Слышится колокольный звон, пение. Внезапное исчезновение Вакулы породило различные толки: одни говорят, что он повесился, другие — что утопился. Грустно Оксане: только сейчас она поняла, кого потеряла. Вдруг, откуда ни возьмись, перед ней предстает Вакула с царскими черевичками в руках. Но не нужны они сейчас Оксане: и без черевичков она готова выйти замуж за кузнеца. Согласен на это и Чуб, прежде не любивший Вакулу, — не может он простить Солохе коварства. Прибывает молодежь. Входят Голова, Дьяк и Панас. Все рады возвращению Вакулы. Свадьба будет веселой.

М. Друскин


НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ — быль-колядка Н. Римского-Корсакова в 4 д. (9 к.), либретто композитора по одноименной повести Н. Гоголя. Премьера: Петербург, Мариинский театр, 28 ноября 1895 г.

Композитор стремился передать в опере бытовую и обрядовую сторону жизни украинского села. Сохраняя верность Гоголю, он развил фантастические мотивы повести. В «Летописи моей музыкальной жизни» он писал: «Уцепясь за отрывочные мотивы, имеющиеся у Гоголя, как колядованье, игра звезд в жмурки, полет ухватов и помела, встреча с ведьмою и т. п., начитавшись у Афанасьева („Поэтические воззрения славян") о связи христианского празднования Рождества с нарождением солнца после зимнего солнцестояния, с неясными мифами об Овсене и Коляде и проч., я задумал ввести эти вымершие поверья в малорусский быт, описанный Гоголем в его повести». Введенные композитором мотивы не противоречили Гоголю, а дополняли созданную им картину. Драматургия «Ночи перед Рождеством», как обычно в операх-сказках Римского-Корсакова, строится на основе параллелизма мира реального и фантастического, жизни людей и природы.

Мороз сковал землю, и холод царит в сердце девушки. Наметился поворот от зимы к весне, первые солнечные лучи пробились сквозь стужу, и оттаяло скованное льдом сердце Оксаны, раскрывшееся навстречу любимому. Злым силам зимы противопоставлены добрые — Коляда и Овсень. Колядке земной отвечает колядка бесовская, и т. д. Характерное для композитора восприятие природы и человека как некоего единства нашло своеобразное воплощение в музыке. В сцене из 1-й к. Вакула сравнивает очи Оксаны со звездами, и на развитии этой музыкальной темы строится хоровод звезд в симфонической картине полета Вакулы.

«Ночь перед Рождеством» — произведение ярко национальное, щедро использующее интонации украинской народной песни. Фантастические сцены (хороводы звезд) также воплощены в формах национальных плясок (чардаш, мазурка). Фантастика в соответствии с содержанием повести лишена зловеще-угрожающего характера. Добро, естественно, одерживает победу, весна побеждает зиму. Опера, в которой широко использован симфонизм, все же не подчиняет вокальное начало оркестровому. Песенная стихия властвует.

Первая постановка осложнилась вмешательством свыше. Великий князь Владимир возмутился тем, что на сцене появляется царица (Екатерина II), и она была заменена Светлейшим (Потемкиным). Композитор в знак протеста отказался присутствовать на премьере. В одном из спектаклей партию Панаса исполнил молодой Ф. Шаляпин. Постановка вообще была богата исполнительскими удачами: Е. Мравина и И. Ершов создали поэтические, обаятельные образы Оксаны и Вакулы, столь же ярки были и исполнители характерных партий. Однако, несмотря на успех, опера, отвергнутая придворными кругами, была снята после восьмого представления. В Москве, на сцене Большого театра, она была поставлена в 1898 г. под управлением У. Авранека, в 1923 г. — Н. Голованова, в 1990 г. — А. Лазарева (режиссер А. Титель). Ленинградским Театром им. Кирова «Ночь перед Рождеством» была поставлена в 1943 г. в эвакуации — в Перми, под управлением А. Пазовского, а затем перенесена на основную сцену в 1944 г.

А. Гозенпуд

Записи

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова