Опера Верди «Набукко»

Nabucco

12.01.2011 в 22:49.
Опера Джузеппе Верди «Набукко». Постер Рафала Ольбинского

НАБУККО (Nabucco) — музыкальная драма Дж. Верди в 4 ч., либретто Т. Солеры по драме А. Анисе-Буржуа и Ф. Корни «Навуходоносор» и одноименному балету А. Кортези. Премьера: Милан, театр «Ла Скала», 9 марта 1842 г.; в России — Одесса, силами итальянской труппы, сезон 1847/ 48 г.; Петербург, Большой театр, силами Императорской итальянской оперы, 15 декабря 1851 г. (под названием «Нино»; Дж. Ронкони — Набукко).

Опера явилась поворотным пунктом в творчестве композитора: он обрел себя как художник-патриот. Верди обратился к образам Библии, так как прямое изображение борьбы Италии за свободу в условиях австрийского господства было невозможно. Но патриотически настроенные слушатели-зрители узнавали собственные мысли и чувства в библейских образах.

Действие происходит в VI в. до н. э. Иерусалим осажден войсками вавилонского царя Набукко (труднопроизносимое имя Навуходоносор в либретто сокращено и итальянизировано). Мощные хоры народа, призывы верховного жреца (собственно, пророка) Захарии передают тревогу, мужество, решимость встретить врага. Племянника царя Иерусалима Исмаеля любят Фенена, дочь Набукко, находящаяся в осажденном городе в качестве заложницы, и Абигайль, незаконная дочь царя Вавилона от связи с рабыней. Исмаель любит Фенену, и Абигайль клянется отомстить. Под звуки торжественного марша во главе войска Набукко вступает в Иерусалим.

Набукко грозит убить Фенену, если царь будет жесток к пленным, но Исмаель освобождает девушку и возвращает ее отцу. Иудеи проклинают Исмаеля как предателя. Честолюбивая Абигайль, дышащая ненавистью к отвергшему ее Исмаелю, Фенене и Набукко, принимает предложение верховного жреца вавилонского храма бога Ваала свергнуть Набукко и самой занять трон. Фенена из любви к Исмаелю переходит в его веру. Абигайль велит заточить в темницу Фенену, Исмаеля и пленных. Упоенный победой, Набукко объявляет себя земным богом. От удара молнии он теряет разум. Власть в Вавилоне переходит к Абигайль. Она запирает Набукко, как безумца, в его покоях и намеревается казнить Фенену и пленных. Захария поддерживает надежду соплеменников на победу. Поняв, что его любимой дочери Фенене угрожает смерть, Набукко обращается за помощью к богу, и свершается чудо: разум к нему возвращается. С оружием в руках он спешит на помощь Фенене и в последнюю минуту, когда ее должны принести в жертву богам, убивает Абигайль, возвращает свободу пленным, соединяет Фенену с Исмаелем и, признав величие нового бога, велит свергнуть кумир Ваала.

Джузеппе Верди / Giuseppe Verdi

В сценарной драматургии «Набукко» много недостатков. Неоправданно перерождение царя, пассивна роль героев, борющихся за свободу отчизны. Но музыка Верди, полная могучей энергии, страстного драматизма, героики (в особенности в хоровых сценах), выводит оперу за рамки привычных форм. Несмотря на то что в этом произведении молодого композитора есть и слабые, невыразительные эпизоды, в целом «Набукко» ведет в будущее, к Аиде. Увертюра построена на контрастном противопоставлении темы родины и ее угнетателей. Сохраняя закругленные номера, Верди конструирует и большие драматические сцены. Такова интродукция — хоры, призывы жреца, подхватываемые народом. Ансамбли полны драматизма (терцет в финале I д.). Арии и хоры — могучие, трагические, патетические, скорбные, радостно-гимнические — связаны с темой свободы, борьбы с тиранией и победой над ней. Композитор сумел правдиво выразить мысли и чувства народа. Поэтому хор «Лети, мысль, на золотых крыльях» превратился в гимн итальянских патриотов. В 1901 г. на похоронах Верди его исполнила огромная масса певцов в девятьсот человек под управлением А. Тосканини. Позднее он стал гимном борцов с фашизмом в Италии.

Вскоре после премьеры, принесшей Верди славу и выдвинувшей его на первое место среди итальянских оперных композиторов (Россини давно уже перестал сочинять, а Доницетти должен был признать победу молодого соперника), «Набукко» был поставлен в Вене (1843), Берлине (1844), Париже (1845). Позднее это произведение было вытеснено другими операми Верди. Чаще оно исполняется на родине композитора и в Германии. В последние годы следует отметить спектакли на фестивале в Брегенце (1993, режиссер Д. Паунтни) и в «Арена ди Верона» (1996). Первая постановка на отечественной сцене осуществлена в московском Большом театре в 2001 г. (дирижер М. Эрмлер).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова