Музыковед

25.02.2012 в 12:58.

Желание понять тайну музыки владело учеными и философами еще в древности: в Ассирии и Вавилонии, Египте и Китае. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристоксен сделали важные открытия в области акустики, теории и гармонии. Платон и Аристотель в Греции, Конфуций в Китае исследовали воздействие различных родов музыки на человека, воспитательное значение этого искусства. Их открытия имели большое практическое значение. Музыке отводилась особая роль в гармоничном воспитании личности.

В средние века в Европе, несмотря на упадок светской музыкальной культуры, теоретическая мысль ученых работала, стремясь познать всеобщие закономерности бытия. "Гармония - дочь арифметики", - утверждал Гукбальд; "законы вселенной - законы музыки", - считал Маркетто Падуанский. Музыку приравнивали к самым главным наукам: математике и астрономии. Это философско-матема- тическое направление в музыкознании развивается и сейчас.

Несколько позже средневековые ученые-музыканты сумели создать универсальную систему нотной записи, которой мы пользуемся по сей день. Слоговые названия нот до, ре ми, фа, соль, ля, си придумал Гвидо д'Ареццо, живший в XI веке. Параллельно исследовались и другие теоретические вопросы по мере того, как развивалась музыкальная практика.В эпоху Возрождения начиная с XVI века стали появляться серьезные трактаты о музыке, авторы которых шли в ногу с современной им музыкой, искали связи между ней и другими видами искусства. Они исследовали гармонию, полифонию, эстетическое воздействие музыки на человека, создавали музыкальные словари.

Позже, в XVIII веке, когда накопился большой музыкальный и научный материал, появились первые труды по истории музыки. В XIX веке стали создаваться биографии отдельных композиторов, активно развивалась вполне самостоятельная область музыкальной критики; в ней большое участие принимали сами композиторы: Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; позже К. Дебюсси, С. С. Прокофьев.

Музыкознание. XX века выросло в мощную науку, состоящую из многих направлений: история музыки, теория, фольклористика, исполнительство, инструментовёдение, музыкальная эстетика, музыкальная социология, источниковедение (изучение подлинных документов).

Каков же современный музыковед, что он должен знать? Прежде всего он должен любить и знать музыку, уметь ее играть на фортепиано. Он должен изучить ее теорию и историю, биографии музыкантов.

Что ему делать со всеми этими знаниями? Преподавать музыковедческие предметы музыкантам-исполнителям и композиторам (ведь все музыканты-профессионалы должны быть образованными в своей специальности); исследовать профессиональную культуру и фольклор, музыку старинную и современную, музыкальную психологию и социологию, творчество отдельных композиторов и бытование целых жанров и т. д. Как и всякая наука, музыкознание бесконечно, и оно развивается, обогащаясь достижениями других наук.

Одна из функций музыковеда - популяризировать музыку. С одной стороны, музыка воздействует на человека непосредственно и, казалось бы, не нуждается в толкователях, а с другой - в ней больше абстрактного, чем примитивно-конкретного, и восприятие ее требует определенного уровня знаний.

Музыкальная жизнь нуждается в квалифицированных критиках. Читая газеты и журналы, люди должны узнавать о премьерах, гастролях, конкурсах, фестивалях, новых сочинениях, их изданиях, звукозаписях и т. п.

Музыковеды в нашей стране обучаются вместе с композиторами в училищах и консерваториях на теоретико-композиторских факультетах. В некоторых странах музыковедов готовят университеты, где обучают их вместе с искусствоведами по другим специальностям.

М. Г. Рыцарева

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова