Мюзикл

12.01.2011 в 14:58.

Этот музыкально- сценический жанр обычно при числяется к обширному семейству музыкальных комедий и фигурирует наряду с опереттой, часто воспринимаясь как ее синоним.

Однако у мюзикла своя история, своя география и, следовательно, своя индивидуальность. Его родина - США. Возникший из характерных для конца прошлого века легких музыкально-театральных увеселительных программ, он приобрел самостоятельные черты в 1920-30-х годах. Вскоре, однако, на первый план вышла музыка, и он приобрел свое нынешнее название "мюзикл". Его классическим образцом стал "О тебе я пою" Дж. Гершвина. Будучи демократичным, мюзикл впитал в себя элементы джаза и фольклора. При этом его музыкальный язык был довольно острым и тяготел скорее к современной серьезной оперной музыке (что, кстати, сочетается с джазом органичнее), чем старая европейская оперетта.

Лучшие американские мюзиклы, поставленные с большим профессионализмом и размахом на Бродвее, экранизировались и приобретали мировую популярность. Таковы "Оклахома" Р. Роджерса, "Затерянный в звездах" К. Вайля, "Целуй меня", Кэт К. Портера и др. Развиваясь и совершенствуясь, мюзикл достиг расцвета в 50-е годы. Именно тогда появились знаменитые "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и "Вестсайдская история" Л. Бернстайна.

Однако начиная с 60-х годов лидирующее место среди музыкальных стилей заняла рок-музыка. И появление рок-мюзикла или рок-оперы в конце 60-х годов вытеснило мюзикл в его прежнем понимании. Другой стала не только музыка, но и сюжеты, идеи, вся атмосфера. Главным ориентиром стал "Иисус Христос - суперзвезда" Э. Л. Уэббера. Смена поколений произошла во всех трех звеньях: композитор - исполнитель - слушатель.

Все это вовсе не означает, что жанр сошел со сцены. Но он обновился, стал другим. (Вспомните "Юнону и Авось" А. Рыбникова, "Обыкновенное чудо" Г. Гладкова.) Мюзикл не всегда можно отличить от оперетты или рок-оперы. Впрочем, его нынешние особенности станут лучше видны из будущего.

М. Г. Рыцарева

Главы из книг

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова