Опера Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват»

The Miller who was a Wizard, a Cheat and a Match-maker

31.05.2011 в 13:27.

МЕЛЬНИК — КОЛДУН, ОБМАНЩИК И СВАТ — комическая опера М. Соколовского в 3 д., либретто А. Аблесимова. Премьеры первых постановок: Москва, Театр Медокса, в доме Воронцова на Знаменке, 20 января 1779 г.; Петербург, Зимний дворец, 9 февраля 1779 г.

Опера сочетает разговорные сцены с музыкальными номерами. А. Аблесимов написал текст пьесы и подобрал к ней песни, М. Соколовский сделал обработку песен и оркестровку, а также сочинил драматургически важные номера. Произведение, дошедшее до нас в версии 1806 г., долгое время приписывалось Е. Фомину (даже было издано под его именем в конце XIX в.); позднее считалось, что Фомин сделал новую аранжировку и, возможно, сочинил увертюру. В настоящее время мнение о его причастности к созданию или обработке оперы опровергнуто, увертюра же, по традиции исполнявшаяся в постановках, как выяснилось, представляет собой I ч. симфонии Э. Ванжуры.

«Мельник» — едва ли не самая популярная русская опера XVIII в., единственная, сохранившаяся в репертуаре русского театра XIX в. Успех был обусловлен ярко национальным характером и демократизмом пьесы и музыки. Впервые на русской сцене мелодии народных песен стали средством раскрытия жизни народа. Ценность произведения — в правдивом воссоздании народного быта, обрядов, в характерности образов. Мельник не только корыстен, но и сметлив, находчив, хитер; в нем есть подлинная удаль и размашистость. Выразительны фигуры Анкудина и Фетиньи — родителей Анюты. Многие песни оперы, как, например, «Ходил молодец на Пресню» (на мелодию городской песни «Как ходил, гулял Ванюша»), пользовались популярностью у демократической аудитории. Нередко музыка углубляет и обогащает внутренний мир героя. Так, заунывно-грустная думка Филимона выражает его мысли и чувства значительно ярче, чем текст.

Судьба «Мельника» сложилась счастливо, долгие годы он не сходил со сцены. В основных его партиях выступали крупнейшие мастера русского театра, от А. Крутицкого и Е. Сандуновой до М. Щепкина и О. Петрова. Исполнялся он и в XX в.: Москва, Опера Зимина, 9 февраля 1915 г. (оркестровка Е. Букке, постановка П. Оленина; в III д. были включены русские народные песни в обработке Н. Римского-Корсакова); Париж, 14 июля 1929 г. (в редакции Н. Черепнина, на французском языке); Дом культуры Московского университета, силами студентов — участников Оперной студии, на торжествах в честь 200-летия университета, 1955 г.

А. Гозенпуд

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова