Опера Бойто «Мефистофель»

Mefistofele

12.01.2011 в 22:04.

Опера в четырех актах, шести картинах с прологом и эпилогом. Либретто А. Бойто.

Действующие лица:

Действие происходит на небесах, в Германии начала XVI века и в иллюзорном мире античности.

Опера Арриго Бойто «Мефистофель». Постер Рафала Олбински

«Пролог на небе». Облачные выси. Небесные силы славят Творца. Мефистофель один во мраке издевается и над Творцом, и над ангелами, и над человечеством. Он утверждает, что одержит победу над Царем Небесным, уловив в свои сети Фауста. Доносящиеся с земли голоса грешников, взывающих к Деве Марии, сливаются с голосами херувимов, прославляющих Творца.

«Светлое воскресенье». Народное гулянье во Франкфурте-на-Майне. Проносится кавалькада рыцарей. Крестьяне пляшут. Прогуливаются, беседуя, доктор Фауст и его ученик Вагнер. Их внимание привлекает серый монах, оставляющий, как кажется Фаусту, огненные следы.

«Лаборатория Фауста». Ночь. Вслед за хозяином в дом проникает серый монах и прячется в алькове, нарушая стонами размышления Фауста о природе и Боге. Повинуясь заклинанию ученого, монах принимает свой истинный облик. Это Мефистофель — дух вечного отрицания и разрушения, все осмеивающий и освистывающий. Он предлагает Фаусту договор: на земле Мефистофель станет его слугой, зато в другой жизни Фауст будет служить сатане. Ученый согласен. Пусть Мефистофель даст его душе хоть час покоя, а разуму — познание себя и мира; пусть пошлет ему прекрасное мгновенье, которое Фауст пожелает остановить. Мефистофель расстилает волшебный черный плащ и приглашает Фауста ступить на него, чтобы уже нынче ночью принять участие в буйном празднестве.

«Сад». Фауст ухаживает за Маргаритой, Мефистофель — за Мартой. Фауст добивается согласия на ночное свидание и вручает наивной девушке флакон: несколько капель из него усыпят ее строгую мать.

«Ночь шабаша». На горе Брокен свищет ветер, мелькают блуждающие огни. Мефистофель увлекает Фауста на вершину, где справляют свой праздник бесовские силы. Мефистофелю, своему царю, царю мира ведьмы подносят земной шар — стеклянный глобус, который тот, глумясь, разбивает вдребезги. Внезапно возникает тень Маргариты в цепях, с безжизненным взором, с кровавым кольцом вокруг шеи. Мефистофель пытается успокоить встревоженного Фауста. Все завершается ликующими возгласами и пляской адских сил.

«Смерть Маргариты». Темница. Маргарита, приговоренная к смерти, бредит. Ей чудятся найденный в море труп младенца, отравленная мать; в убийстве их обвиняют Маргариту. Мефистофель отпирает решетку, и Фауст бросается к возлюбленной, уговаривая ее бежать. Маргарита с трудом узнает его. Ей видится садик Марты. Она просит вырыть две могилы: в одной похоронить мать, в другой — ее с младенцем на груди. Придя в себя, Маргарита вместе с Фаустом мечтает о счастье на далеком острове посреди озаренного южным солнцем океана. Мефистофель торопит влюбленных: близок день — день казни Маргариты. Увидев сатану, она вновь теряет рассудок, обращается к Богу с мольбой о прощении и слышит небесные гармонии. С ужасом оттолкнув Фауста, Маргарита падает без чувств, голоса с небес возвещают ей спасение. Фауст и Мефистофель поспешно скрываются. Появляется палач со стражей.

«Ночь классического шабаша». Античная Греция. Лунная ночь. По реке в лодке из серебра и перламутра, окруженной сиренами, плывут Елена и Панталис. Фауст, погруженный в сон на цветущей поляне, грезит о Елене. Он счастлив оказаться в Греции, а Мефистофель скучает на классическом шабаше в окружении фавнов и вспоминает шабаш на Брокене. Начинаются античные пляски в честь Елены, она же поглощена видением гибели Трои. Фауст признается в любви к Елене, в которой видит чистейший идеал вечной красоты. Она отвечает ему взаимностью.

«Смерть Фауста». Лаборатория Фауста, заметно обветшавшая. Ночь. Фауст погружен в размышления. Он познал любовь девы и страсть богини, но так и не обрел прекрасного мгновенья. На пороге смерти он мечтает об ином — править счастливым и свободным народом, дать ему мудрые законы. Мефистофель вновь искушает его, раскидывает волшебный плащ, но не может одержать победы. Услышав небесные голоса, Фауст просит остановиться это прекрасное мгновенье и погружается в молитву с Евангелием в руках. Небесное видение становится все яснее, дождь из роз сыплется на умирающего. Тщетно Мефистофель пытается противостоять потоку ангельского света и цветов, ответить Творцу свистом. Побежденный, он проваливается.

А. Кенигсберг


МЕФИСТОФЕЛЬ (Mefistofele) — опера А. Бойто в 4 д. с прологом, либретто композитора по трагедии И. В. Гёте «Фауст». Премьера 1-й редакции (в 5 д. с прологом и эпилогом) в Милане, в «Ла Скала», 5 марта 1868 г. не имела успеха. Автор переработал оперу, и она была поставлена вновь — в Болонье 4 октября 1875 г. Окончательная, 3-я редакция была исполнена впервые в Венеции 13 мая 1876 г.

Бойто — талантливый музыкант и поэт, автор либретто последних шедевров Верди, Отелю и Фальстафа. Не удовлетворенный существовавшими операми по трагедии Гёте, построенными только на истории Фауста и Гретхен, Бойто задумал произведение совершенно иное: тема любви здесь лишь эпизод, в центре — образ Мефистофеля, олицетворяющего злое начало. Борьба Фауста с Мефистофелем образует основной конфликт.

Музыка Бойто неровна. Наряду с выдающимися страницами (весь пролог, носящий ораториальный характер) есть эпизоды слабые и даже банальные. Больше всего остального удалась автору партия Мефистофеля. Это не элегантный кавалер из оперы Гуно, а грозно-насмешливый циник, презирающий и ненавидящий людей. Мизантропический, скептический склад ума Бойто-художника — республиканца, горько разочаровавшегося в итогах борьбы за освобождение Италии,— нашел яркое выражение в этом образе.

Смелая, дерзкая концепция композитора не сразу получила признание. Несмотря на относительный успех второй постановки (1875), опера не могла оспорить славы "Фауста" Гуно. В России она исполнялась сначала артистами итальянской труппы в Петербурге (премьера — 12 января 1881 г.), затем в Мариинском театре под управлением Э. Направника (премьера — 15 декабря 1886 г.; Ф. Стравинский — Мефистофель). Однако ее подлинное второе рождение произошло, когда в «Ла Скала» в партии Мефистофеля выступил Ф. Шаляпин. Этот спектакль 16 марта 1901 г., в котором Фауста пел Э. Карузо, а дирижировал А. Тосканини, стал легендарным.

Созданный Шаляпиным образ потряс аудиторию, открыв перед оперой Бойто путь на сцены мира. Заглавная партия вошла в основной репертуар артиста. В сцене шабаша на Брокене его герой сбрасывает маску кавалера, ученого собеседника Фауста, являясь грозным повелителем злых сил, владыкой ада: «...лицо... пылает еще пущей злобой, еще пущей гордыней стихийного отрицания... Мефистофеля облекают в мантию, надевают на него корону, в руки он берет вместо жезла берцовую кость. Ему подают земной шар, он подхватывает его своим скипетром и высоко поднимает в воздухе, окидывая его злорадно-торжествующим взором. Земной шар, покачивающийся на острие дьявольского скипетра из мертвой кости,— какой символ!» (Э. Старк). По свидетельству современников, потрясающим был финал. Мефистофель побежден. Сыплющиеся цветы сжигают его. «И он опускается медленно-медленно, точно всасываемый землей, изнемогая в судорогах, посылая к небу в последний раз взгляд непримиримой злобы».

Партия Мефистофеля сопровождала Шаляпина на всем протяжении его жизни. Среди лучших исполнителей роли Фауста — И. Ершов и Л. Собинов. За рубежом выдающимися исполнителями заглавной партии стали Н. де Анджелис, Дж. Нери, Т. Гобби, Ч. Сьеппи и С. Реми. В последние десятилетия следует отметить постановки в Генуе (1987, режиссер К. Рассел), Сан-Франциско (1989; С. Реми — Мефистофель) и Нью-Йорке (1994, под управлением Ю. Руделя).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова