Опера Массне «Манон»

Manon

12.01.2011 в 16:51.

Опера Жюля Массне «Манон». Постер

Опера в пяти действиях; либретто А. Мельяка и Ф. Жиля по роману А. Ф. Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско». Первая постановка: Париж, «Опера комик», 19 января 1884 года.

Действующие лица:

Манон Леско (сопрано), Пуссетта (сопрано), Розетта (контральто), Жавотта (меццо-сопрано), кавалер Де Грие (тенор), Леско (баритон), граф Де Грие (бас), Гийо де Морфонтен (бас), Де Бретиньи (баритон), сержант (бас), лучник (тенор), два игрока (тенор и баритон), хозяин гостиницы (баритон), два стражника (тенора), привратник в семинарии (разговорная роль), служанка (меццо-сопрано), игроки и банкиры, стражники, горожане, путешественники и путешественницы, торговцы, шулера, куртизанки, народ.

Действие происходит во Франции в 1721 году.

Действие первое: «Двор гостиницы в Амьене»

Среди оживленной толпы, ожидающей прибытия дилижанса,— гвардеец Леско, который встречает кузину. Остановившиеся в гостинице Гийо и Бретиньи развлекаются в обществе девиц. Прибывает дилижанс. Из него выходит кузина Леско Манон, прелестная шестнадцатилетняя девушка. Она рассказывает о своем путешествии, о своих переживаниях: родители хотят отправить ее в монастырь. Сердце говорит ей, что эта участь — не для нее, но она скрывает свои чувства от кузена («Je suis encore tout etourdie»; «Как объяснить вам, я не знаю»). В отсутствие Леско к ней подходит с галантными предложениями Гийо де Морфонтен, но Манон смеется над ним. Вернувшийся Леско делает ей отеческий выговор («Regardez-moi bien dans les yeux!»; «Подними головку, дитя»). Манон с грустью сознает, что должна оставить все мечты за дверью монастыря («Restons ici, puisqu'il le faut!»; «Здесь надо ждать. Что ж, подожду»). Появляется молодой кавалер Де Грие, погруженный в мысли о предстоящей встрече с отцом. Увидев Манон, он влюбляется в нее с первого взгляда, та тоже очарована им и рассказывает о том, что ее ждет. Де Грие предлагает ей помощь, и они решают бежать в Париж (дуэт «Mademoiselle! Eh quoi?»; «Сударыня! Что вам?»).

Действие второе: «Комната Де Грие и Манон»

Де Грие написал письмо отцу, в котором обрисовал достоинства Манон и выразил желание жениться на ней. Теперь он и Манон перечитывают его («Manon!.. Avez-vous peur...»; «Манон! Моя щека вашей щеки касалась...»). С шумом входят Леско и Бретиньи, переодетый гвардейцем. Леско обвиняет Де Грие в том, что он соблазнил его кузину (квартет «Enfin, les amoureux»; «Вас долго я искал!..»). Де Грие показывает ему письмо к отцу, и Леско меняет тон, узнав о его честных намерениях. Между тем Бретиньи предлагает Манон свои услуги, открывая ей, что Де Грие сегодня похитят по приказу его отца или будет еще хуже: их ждет нищенское существование (квартет «Venir ici»; «Прийти под именем чужим сюда»). Оставшись одна, Манон прощается с комнатой, в которой они были счастливы («Adieu, notre petite table»; «Прощай, наш столик любимый»). Де Грие, вернувшись, рассказывает о своем сне: ему пригрезилась их счастливая жизнь на лоне природы («Еп fermant les yeux»; «Вижу я как наяву»). Стучат в дверь. Де Грие, хотя Манон умоляет его не открывать, идет прогнать досадного гостя: слышится шум схватки. Манон, плача, подходит к окну.

Действие третье. Картина первая: «Прогулка в Кур-ла-Рен»

Праздничный день. Среди гуляющих Гийо с подружками Пуссеттой, Жавоттой и Розеттой, Леско и Бретиньи с Манон, веселой и великолепно одетой. К ним подходит граф Де Грие: беседуя с Бретиньи, он рассказывает, что его сын, страдая от разлуки с Манон, поступил в семинарию Сан-Сульпис и готовится принять священнический сан. Манон обращается к нему с расспросами (дуэт «Pardon! Mais j'etais la pres de vous»; «Простите, я мимо шла»). Она глубоко взволнована. Вокруг все смеются, танцуют, Гийо организовал в ее честь балетный спектакль. Но Манон хочет добраться до Сан-Сульпис. Ведь Де Грие не мог забыть ее.

Картина вторая: «Приемная семинарии Сан- Сульпис»

Народ выходит из часовни, хваля красноречие Де Грие, который только что произнес проповедь. Здесь и его отец. Де Грие решил принять сан. Оставшись один, он признается, что образ Манон преследует его («Ah! fuyez, douce image»; «Сгинь, исчезни, уйди...»). Немного погодя вбегает Манон и просит у привратника разрешения повидать Де Грие. Ее мольба сливается с доносящимся из часовни пением Magnificat. Во время их бурной встречи Де Грие пытается противостоять очарованию возлюбленной, но напрасно (дуэт «Toi! Vous!.. Oui, c'est moil»; «Ты! Вы!.. Да... да, я»).

Действие четвертое: «Отель Трансильвания»

В игорном доме собралась уже знакомая нам компания (Леско, Гийо и девицы), Леско поет гимн золоту и азартной игре (с хором «Cest ici que celle que j'aime»; «Та, кого Леско обожает... здесь господа!»).

В зале появляются Де Грие и Манон. Они без гроша, а у Манон, как всегда, свои прихоти («De ton coeur, Des Grieux»; «Разве сердцем твоим..»). Она побуждает Де Грие вступить в игру (терцет «Repose-toi sur ma tendresse»; «В сердце моем не сомневайся»). Пока он играет с Гийо, она прославляет безбедное существование (с хором «Се bruit de l'or»; «Звон золотых»). Де Грие выигрывает, но Гийо обвиняет его в мошенничестве. Де Грие арестован. Оказавшийся тут же его отец обвиняет во всем Манон: как женщина дурного поведения она будет выслана в Америку.

Действие пятое: «Дорога в Гавр»

Де Грие на дороге, ведущей в Гавр, оплакивает участь Манон. Ему удается подкупить начальника партии ссыльных. Двое влюбленных остаются одни. Они вспоминают прошлое, клянутся друг другу в любви. Изможденная, Манон умирает на руках Де Грие. Ее последние слова звучат как эпитафия: «Вот и вся история Манон Леско».

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


МАНОН (Manon) — опера Ж. Массне в 5 д. (6 к.), либретто А. Мельяка и Ф. Жилля. Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 19 января 1884 г. (М. Хейльброн — Манон); в России — Петербург, Мариинский театр, 19 октября 1885 г.

Сюжет заимствован из повести А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731), входящей в состав его многотомного романа «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Повесть о Манон и де Грие вызвала к жизни несколько инсценировок, один балет и оперы М. А. Белфа (1836, главная партия написана для М. Малибран); Д. Ф. Э. Обера (1856, либретто Э. Скриба), Манон Леско Дж. Пуччини, «Бульвар Солитюд» X. В. Хенце (1951).

У Массне сохранены основные сюжетные линии повести, но изменен финал (смягчена его терпкость), а главное, образ героини приобрел иные черты. Это скорее парижская гризетка XIX в., чем легкомысленная, простодушная героиня романа, способная и на самопожертвование и на измену. Образ утратил свою загадочность, хотя чисто французская грация музыки придает ему своеобразное очарование. Опера носит лирический характер, но лиризм этот, при всем изяществе, неглубок и несколько сентиментален. Контраст между легкомысленной Манон и любящим де Грие — мечтателем, поэтом в душе — воплощен в театрально выразительных сценах. (В повести любит не только кавалер де Грие, но и Манон, и в то же время, любя, она причиняет страдания любимому.) Действие оперы отягчено вставными балетными сценами. Финал видоизменен по сравнению с оригиналом: Манон, которую должны выслать из Франции за нарушение «добрых нравов», умирает, мечтая о несбыточном счастье. У Прево Манон выслана в Америку, де Грие следует за ней в изгнание. В пустыне она умирает на его руках. Так завершается и опера Пуччини.

Произведение Массне изобилует яркими музыкальными страницами. Многие эпизоды, в частности Грезы де Грие, популярны и в концертном исполнении. «Манон» ставилась в Ленинграде, в Малом оперном театре (1948, 1956). В России лучшими исполнительницами заглавной партии были Е. Мравина, Л. Липковская, М. Кузнецова-Бенуа и А. Нежданова, создателем образа де Грие — Л. Собинов. Последние постановки оперы прошли в Ницце (1989) и Дюссельдорфе (1997).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова