Опера Верди «Макбет»

Macbeth

12.01.2011 в 16:22.
Опера Верди «Макбет» / Macbeth

МАКБЕТ (Macbeth) — опера Дж. Верди в 4 д. (9 к.), либретто Ф. М. Пьяве и композитора при участии А. Маффеи. Премьера: Флоренция, театр «Ла Пергола», 14 марта 1847 г.; новой редакции — Париж, «Театр-лирик», 21 апреля 1865 г.; в России — Одесса, силами итальянской труппы, 3 ноября 1852 г.; Петербург, силами Императорской итальянской оперы, 1 декабря 1854 г. (под названием «Сивард-саксонец»; Ф. Тедеско — леди Макбет, А. де Бассини — Макбет).

Шекспир — спутник творческой жизни Верди. «Макбет» — первая его попытка создания оперы на шекспировскую тему. Это произведение свидетельствовало о важных переменах в творчестве композитора, об исканиях в области музыкальной драмы. Трагедия Шекспира выдвигала перед Верди новые задачи. Воплотить образы Макбета и леди Макбет привычными оперными приемами было невозможно.

Основой вокальных партий героев, прежде всего леди Макбет, сделалась выразительная декламация. О том, какие новые, реалистические задачи ставил композитор перед исполнителями, свидетельствует его письмо, адресованное С. Каммарано (23 ноября 1848 г.), в котором идет речь о трактовке сцены леди Макбет и Макбета перед убийством Дункана и сцены сомнамбулизма: «Эти моменты ни под каким видом не должны быть распеты. Необходимо передать их игрой и декламацией, голосом очень мрачным и приглушенным; без этого невозможно воздействие. Оркестр с сурдинами. На сцене чрезвычайно темно».

Несколькими строками выше, отвергая кандидатуру выдающейся певицы Э. Тадолини на роль леди Макбет, Верди определил свои требования к передаче данной партии: «Тадолини слишком хороша... У Тадолини лицо прекрасное и доброе, а я желал бы видеть леди Макбет уродливой и злой. Тадолини владеет голосом в совершенстве, а я бы хотел, чтобы леди совсем не пела. У Тадолини голос изумительный, светлый, ясный, могучий, а я бы хотел, чтобы голос леди был резкий, приглушенный, мрачный. В голосе Тадолини нечто ангельское, а я бы хотел, чтобы в голосе леди Макбет было нечто дьявольское». Певцу Ф. Варези Верди указывал: «Ты понимаешь отличнейшим образом, что Макбет не должен умирать так, как Эдгар и Дженнаро (персонажи опер Доницетти. — А. Г.) и т. п., следовательно, надо исполнить сцену смерти в новой манере. Пусть смерть будет патетической... пусть будет ужасающей. Вся сцена должна быть проведена вполголоса, за исключением двух последних стихов».

Конечно, слова о том, что леди Макбет не должна петь, не следует понимать буквально. Но партия ее резко отличается от всех женских партий итальянского репертуара, требуя от артистки высокого искусства выразительной и правдивой декламации. В опере некоторые мотивы трагедии оказались устраненными, образ Макбета утратил психологическую правду и глубину, но зато фигура леди Макбет может быть поставлена вровень с шекспировской. По-новому использован оркестр, образующий прочную базу действия.

Опера имела большой успех при первой постановке. Но композитор позднее создал новую редакцию для Парижа. Для нее, наряду с добавленными превосходными эпизодами, он по требованию театра написал вставной балет. В России цензура длительное время — до 1862 г. — запрещала шекспировскую трагедию (на сцене не допускалось изображение цареубийства) и даже постановку ее балетной версии. Когда итальянская труппа в Петербурге все же обратилась к опере Верди, ее название и имена действующих лиц были изменены. Постановки последних десятилетий: Милан, театр «Ла Скала», 1975 г. (под управлением К. Аббадо); там же, 1997 г. (режиссер Г. Вик; Р. Брузон — Макбет, М. Гулегина — леди Макбет); Нью-Йорк, «Метрополитен-опера», 1982 г. (режиссер П. Холл); фестиваль в «Арена ди Верона» (дирижер Д. Рат, режиссер П. Л. Пицци; М. Гулегина — леди Макбет); Петербург, Мариинский театр, 2001 г. (впервые на русской сцене, на итальянском языке, под управлением В. Гергиева); Москва, Большой театр, 2003 г. (режиссер Э. Някрошюс). Лучшие исполнители главных партий: Л. Уоррен, Т. Гобби (Макбет); М. Каллас, Л. Ризанек, А. Варни, Ш. Веррет (леди Макбет).

В 1975 г. по опере был снят телефильм (режиссер Д. Хитер).

А. Гозенпуд

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова