Комическая опера

12.01.2011 в 19:35.

Всякая опера комедийного содержания, независимо от того, где и когда она написана и каково ее жанровое обозначение (buffa, зингшпиль, балладная, музыкальная комедия, оперетта, мюзикл), относится к разновидности комической оперы. Как бы ни отличались эти оперы по стилям и традициям, у них есть родственные черты. Сюжеты, как правило, берутся из повседневной жизни, из современности. Поэтому и музыка комических опер всегда ближе к бытовой, популярной, доступной. Музыкальные номера, даже если они называются ариями, дуэтами и т. п., по характеру приближаются к песням. Кроме того, действие в комической опере всегда развивается быстро, осложняется всевозможными недоразумениями, путаницами, переодеваниями, надувательствами. Основное содержание комических опер раскрывается не в музыкальных номерах, а в разговорных диалогах. Поэтому зрителю-слушателю очень важно внимательно следить за текстом либретто.

Жанр комической оперы возник в конце первой трети XVIII века в большой мере как реакция на вычурность и чрезмерную серьезность "серьезной" оперы (оперы-seria). Лишь в конце XVIII века началось плодотворное сближение жанров. Таковы написанные в одном 1786 году "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта и "Сокол" Д. С. Бортнянского. К классике этого жанра относятся "Фальстаф" Дж. Верди, "Любовь к трем апельсинам" и "Дуэнья" С. С. Прокофьева и многие другие сочинения, обозначенные родственными комической опере жанрами.

М. Г. Рыцарева


Опера комедийного содержания. Получила распространение позже "серьезных" оперных жанров и, в какой-то степени, противостояла им, как искусство более живое и реалистическое. Зарождение жанра приходится на 30-е гт. 18 в., когда в Италии возникла опера-буффа. Во Франции сер. 18 в. этот жанр, выросший из веселых ярмарочных балаганных представлений, получил название "опера-комик". Среди видных представителей жанра Филидор, Монсиньи, в 19 в. композиторы Буальдьё, Обер, Герольд. Английской разновидностью комической оперы была т. н. "балладная опера" с ее ярко выраженными пародийными чертами (см. "Опера нищих"). В Германии получил распространение зингшпиль, наиболее яркие образцы которого создал Моцарт. В целом, для комической оперы характерны преобладание жанрово-бытовой стилистики, наличие речитативов, а иногда и разговорных эпизодов. Мелодика близка к народным истокам, сочинение ориентировано на более широкую, демократическую аудиторию. В конце 19 в. жанр теряет определенность, частично передав свои функции оперетте и мюзиклу, с одной стороны, с другой же стороны, на примере "Фальстафа" или "Кавалера розы" можно видеть, что комическая опера стала частью современной музыкальной культуры с ее достаточно сложным, изощренным музыкальным языком.

Е. Цодоков

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова