Опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

The Legend of the Invisible City of Kitezh and the Maiden Fevroniya

12.01.2011 в 14:10.

Илья Глазунов. МАЛЫЙ КИТЕЖ. 1983 г.  Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

Опера в четырех действиях Николая Андреевича Римского-Корсакова; либретто В. И. Бельского по мотивам древнерусских сказаний.
Первое исполнение: Петербург, Мариинский театр, 7 февраля 1907 года, под управлением Ф. Блуменфельда.

Действующие лица: Князь Юрий Всеволодович (бас), Княжич Всеволод Юрьевич (тенор), Феврония (сопрано), Гришка Кутерьма (тенор), Фёдор Поярок (баритон), Отрок (меццо-сопрано), Двое лучших людей (тенор, бас), Гусляр (бас), Медведчик (тенор), Нищий-запевало (баритон), Бедяй, богатырь татарский (бас), Бурундай, богатырь татарский (бас), Сирин, райская птица (сопрано), Алконост, райская птица (меццо-сопрано). Княжьи стрельцы, поезжане, домрачи, лучшие люди, нищая братия, народ, татары.

Первое действие происходит в заволжских лесах близ Малого Китежа; второе — в Малом Китеже на Волге; первая картина третьего действия — в Великом Китеже; вторая — у озера Светлаго Яра; первая картина четвёртого действия — в Керженских лесах; вторая — в невидимом граде. Действие происходит в лето от сотворения мира 6751.

Действие первое

В дремучих заволжских лесах близ Малогo Китежа живет девушка по имени Феврония. Она выросла в глухой чаще, вдали от людей, и научилась понимать язык природы, язык птиц и зверей. Однажды под вечер подходит к ее домику молодец с серебряным рожком у пояса, по виду княжескнй ловчий. Охотясь на медведя, он получил рану в плечо, заблудился и теперь не знает, как выбраться из лесных зарослей. Приветливо встречает Феврония незнакомца, перевязывает его рану, выносит хлеб и мед. Ласковые, умные речи девушки и ее красота покоряют сердце молодоro незнакомца. Он просит Февронию стать его женой. Смущенно отвечает девушка: «Милый мой, мне что-то боязно... Не чета мне ловчий княжеский...» Слышатся звуки охотничьих poгов. Незнакомец, надев на палец Февронии перстень, удаляется. Появляются княжеские стрельцы. Они разыскивают молодца с серебряным рожком у пояса. Указав дорогу, по которой ушел ее женнх, Феврония спрашивает eгo имя и слышит в ответ: «Господин то был наш Всеволод, князя Юрья чадо малое, вместе княжат в стольном Китеже».

Действие второе

На торговой площади в Малом Китеже народ ждет свадебный поезд с княжеской невестой. Повсюду царит радостное оживление. Только «лучшие люди» (богатые гoрожане) не разделяют обшегo ликования. Они недовольны выбором князя: ведь нeвecтa без роду, без племени. Они напоили беспугноro бражника Гришку Kyтерьму, и теперь он глумится над княжеской невестой. Слышны бубенцы подъезжающегo свадебного поезда. Народ приветствует Февронию, один лишь Kyтерьмa зло насмехается над ней. Неожиданно на гoрод обрушивается беда. Орды татар захватывают Малый Китеж. Начинается расправа над жителями. Февронию забирают в плен, а княжеского ловчего Федора Поярка ослепляют. Татары собираются идти на Великнй Китеж, но народ не хочет указывать им дорогу. Только Кутерьма, побоявшись мук, соглашается вести вpaгов на родиой город. Татары уходят, уводя с собой Февронию. Она молит Бога сотворить чудо и сделать город невидимым.

Действие тpeтье

Картина первая. В самую полночь весь народ от мала до велика с оружием в руках собрался перед Успенским собором в Китеже Великом. С трудом добрался слепой Федор Поярок до града и рассказывает народу о страшном бедствии: Малый Китеж пал, Феврония взята в плен, татарские орды движутся на Китеж. Княжич Всеволод собирает дружину и ухоДит на смертный бой с татарами. Между тем сами собой начинают гудеть церковные колокола. Светлый с золотистым блеском туман заволакивает гoрод.

Картина вторая. В дубраве на берегу озера Светлого Яра всё oкyтaно густым туманом. Из чащи выходят татарские богатыри Бедяй и Бурундай. Они вглядываются во тьму, но не могут разобрать очертаний города. Татарские войска располагаются на берегу, делят добычу, празднуют победу над княжичем Всеволодом и его дружиной. Опьянев, татары засыпают. Феврония подходит к связанному Кутерьме. Не помня зла, она освобождает его от пут. Светает. Кутерьма бежит к озеру и останавливается как вкопанный. Первые лучи зари освещают отражение стольного города в озере над пустым берегом. Торжественно и громко гудят праздничные колокола. Кутерьма теряет рассудок и с диким cмехом бежит в лес, увлекая за собой Февронию. Просыпаются татары. Видя эту чудную картину, охваченные безотчетным суеверным страхом, они разбегаются.

Действие четвертое

Картина первая. Тёмная ночь. Сквозь глухую чащу пробираются Феврония и безумный Кутерьма. Феврония старается утешить и ободрить несчастного, но Кутерьма убегает в лес. Оставшись одна, обессиленная Феврония опускается на траву и засыпает. Ей снятся чудные золотые цветы, пенъе весенних птиц. Слышатся голоса райских птиц Алконоста и Сирина, зовущие к терпению, сулящие вечный покой и радость. Появляется тень княжича. И жених с невестой рука об руку идут навстречу вечной жизни.

Картина вторая. Туман рассеивается и открывает чудесно преображенный Китеж. Феврония и княжич входят на площадь и направляются к собору. Народ окружает их и запевает свадебную песню под звуки гуслей и райской свирели.


Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ и деве Февронии — опера Н. Римского-Корсакова в 4 д. (6 к.), либретто В. Бельского по мотивам древнерусских преданий. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 7 февраля 1907 г., под управлением Ф. Блуменфельда; Москва, Большой театр, 15 февраля 1908 г.

Замысел оперы о граде Китеже, укрытом водами озера Светлый Яр и спасенном от татарского нашествия, волновал композитора с середины 90-х гг., но воплощение получил в 1903-1904-м. В основе оперы — разнообразные источники: легенды, летописи, древняя повесть о Февронии Муромской, былины, духовные стихи, мастерски объединенные либреттистом, прекрасным знатоком древнерусской литературы. Опера Римского-Корсакова, одно из величайших и своеобразнейших созданий русского искусства, утверждает величие патриотического подвига, идею верности родине. В образе центральной героини — Февронии композитор с неповторимой силой воспел духовную красоту русской женщины.

Феврония выросла в крестьянской семье, в лесу. Ей близка и дорога родная природа, она не знает другого закона, кроме велений совести и долга. В лесу Феврония встречает молодого княжича Всеволода, и встреча эта навеки связывает их. Однако союз княжича с простой девушкой не по вкусу китежской знати. «Лучшие люди» подкупают в Малом Китеже пропойцу Гришку Кутерьму, чтобы он во время свадьбы опорочил невесту Всеволода. Злобные оскорбления вызывают в Февронии только сострадание и жалость. Внезапно свадебная церемония прерывается нападением орды татар, стремящихся захватить и ограбить Большой Китеж. Им нужен проводник, и Гришка, боясь истязаний, соглашается вести врагов. Предательство его потрясает Февронию. Воины Китежа выступают на защиту города и погибают в неравном бою. Совершается чудо: золотой туман окутывает город, погружающийся в озеро, сами собой начинают звонить колокола. Муки совести терзают предателя Кутерьму. Его преследуют звуки китежских колоколов. По его просьбе Феврония развязывает путы, и обезумевший Гришка убегает. Татары, охваченные ужасом, видят в воде отражение исчезнувшего города. Февронии является призрак княжича Всеволода. Райские птицы Сирин и Алконост предвещают ее судьбу. Вместе с призраком княжича Феврония уходит из леса. В преображенном Китеже довершается свадебный обряд Февронии и Всеволода. Феврония счастлива, но ее тревожит воспоминание о Гришке. Она направляет ему грамоту, указывая на возможность искупления его вины.

В музыке воплощены образы Руси, ее природы, национальный характер. При этом Римскому-Корсакову чуждо любование стариной. Он показывает не только чистых сердцем людей, но и надменных, чванных представителей феодальной знати, и пропойцу Гришку. Образам русских людей противостоит грозная и неведомая сила (в опере показана первая встреча русского народа с татарами). В гениальной симфонической картине «Сеча при Керженце» рисуется столкновение русских воинов и иноземных захватчиков, трагическая гибель китежан. Композитор стремился идти от народных преданий. Отсюда эпический, повествовательный тон произведения, связанного с традициями Руслана и Людмилы и Князя Игоря.

Первые постановки «Сказания», и в Петербурге и в Москве, обладали выдающимися достоинствами в музыкально-исполнительской области. Традиция исполнения главных партий оперы восходит к трактовке замечательных русских певцов, особенно И. Ершова и К. Держинской (впервые исполнившей роль Февронии в Большом театре в 1916 г.).

Роль Гришки – едва ли не вершина исполнительского творчества И. Ершова. Великий артист не расставался с ней до конца своей сценической деятельности, углубляя и обогащая трактовку. В его исполнении образ поднимался до высочайшего социального обобщения, не утрачивая конкретных, живых черт. Нужда, горе, несчастье – вечные спутники жизни Гришки — озлобили его. Только в «зелене вине» находит он забвение. Ершов создал образ потрясающей трагической силы, заставлявший вспомнить о персонажах Достоевского. На дне души предателя таилось нечто человеческое — сознание безмерности совершенного преступления. Вершиной исполнения Ершова стали сцены в лесу, в которых артист раскрывал муки совести предателя.

К. Держинская явилась лучшей исполнительницей роли Февронии. Она раскрывала высокий нравственный строй души героини, ее величие. Кротость и чистота Февронии были земными, человеческими свойствами, это была русская девушка, кровно связанная с родной землей. Жизнь ее — подвиг во славу отчизны. Высокая поэзия и благородство роднили Февронию с лучшими женскими образами, запечатленными в русской литературе.

Велика заслуга в интерпретации сложной партитуры Римского-Корсакова дирижеров В. Сука, А. Коутса, Н. Голованова, 3. Халабалы. Интересным прочтением гениальной оперы явился спектакль Латвийского театра оперы и балета в 1949 г. (Ж. Гейне-Вагнер — Феврония, А. Фринберг — Гришка). В 1958 г. оперу поставил под управлением С. Ельцина ленинградский Театр им. Кирова (режиссер Е. Соковнин). Среди крупнейших исполнителей главных партий в отечественных театрах — М. Черкасская, Н. Салина, С. Акимова, Л. Балановская (Феврония), В. Пикок, А. Боначич, М. Микиша, Н. Озеров (Гришка), Л. Савранский, Ф. Павловский, П. Андреев (Поярок) и др. Опера с успехом ставилась за рубежом: Брно (1934), Берлин (1937), Прага (1938) и др. Среди выдающихся постановок последних десятилетий — спектакль на оперном фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке Г. Купфера, под управлением В. Федосеева (Е. Прокина — Феврония, В. Галузин — Гришка Кутерьма). Премьера оперы в московском Большом театре с успехом прошла 25 декабря 1983 г. Дважды Мариинский театр возвращался к «Китежу»: премьеры (под управлением В. Гергиева) — 3 февраля 1994 г. и 20 января 2001 г. (режиссер Д. Черняков).

А. Гозенпуд

Ссылки по теме

Записи

Публикации

Главы из книг

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова