Опера Яначека «Енуфа» («Её падчерица»)

Jenůfa

12.01.2011 в 13:30.

Опера Леоша Яначека «Енуфа». Постер Рафала Ольбиньского

ЕЁ ПАДЧЕРИЦА (Jeji pastorkyna / Енуфа / Йенуфа (Jenufa) — опера из жизни крестьян Моравии Л. Яначека в 3 д., либретто композитора по драме Г. Прейссовой «Ее падчерица». Премьера в Брно 21 января 1904 г. прошла незамеченной. В 1906 г. композитор переработал оперу, а в 1911-м создал 3-ю редакцию, которая позднее была поставлена в Праге (с переделками дирижера К. Коваржовица; премьера — 26 мая 1916 г.), затем в Вене (1918) и принесла автору мировую известность. На русской сцене впервые: Новосибирск, 1958 г., и в этом же году — Москва, Большой театр, под управлением 3. Халабалы.

«Енуфа» — выдающееся явление в музыке XX в. Опираясь на моравский фольклор, Яначек правдиво и глубоко передал драму крестьянской девушки. Композитор следовал по пути Мусоргского, раскрывая духовную жизнь людей через воссоздание интонаций живой речи. В основе либретто — драма, написанная в натуралистической манере. Музыка Яначека, свободная от натурализма, обладает могучей эмоциональной силой и психологической правдой. Она писалась в тяжелый период жизни композитора (болезнь и смерть дочери).

Енуфу, падчерицу набожной женщины по прозвищу Дьячиха, любят сводные братья Штева и Лаца. Она ждет ребенка от Штевы, но тот не собирается жениться на ней, тогда как Лаца тщетно пытается добиться ее согласия на брак с ним. Отвергнутый, он в порыве ревности ранит Енуфу в лицо. У нее рождается сын. Дьячиха прячет его, чтобы спасти доброе имя падчерицы. Тщетно пытается она убедить Штеву жениться на Енуфе. Но тому нет дела до любовницы, он нашел богатую невесту — дочь сельского старосты Карольку. Дьячиха решает убить ребенка. Она дает Енуфе сонное питье и, воспользовавшись ее беспамятством, бросает дитя в прорубь. Пришедшей в себя падчерице она внушает, что сын умер во время ее болезни. Енуфа соглашается на брак с Лацей. Два месяца спустя празднуется их свадьба. Среди гостей — Штева и Каролька. Вбегает пастушонок Яна с вестью, что подо льдом найден труп ребенка. Толпа хочет побить камнями Енуфу, как детоубийцу. Тогда Дьячиха кается в своем грехе. Каролька, узнав, что во всем виноват Штева, отказывается от жениха. Лаца уверяет Енуфу в своей неизменной любви.

Опера Яначека не идет по пути мелкой бытовой правды, воспроизведения жанровых или обрядовых сторон жизни села.

Этнографические, бытовые задачи сами по себе не занимали композитора. Он стремился к раскрытию социальной драмы, развертывающейся в реальных условиях. Сюжет давал простор для эффектной веристской мелодрамы из крестьянской жизни, наподобие Сельской чести Масканьи, однако опера Яначека далека и от веризма, и от вагнерианства. Ярко национальная по музыкальному языку, пронизанная фольклорно-песенными интонациями и попевками, она в то же время близка русской традиции и является неповторимым синтезом общеславянской драмы. У колыбели «Ее падчерицы» стояли Мусоргский и Л. Толстой. С необычайной последовательностью и смелостью Яначек стремился к «омузыкалению» человеческой речи, фиксирующей тончайшие изменения душевной жизни. В опере мало развитых ариозных форм, господствует речитатив. На музыку положена драма, притом прозаическая, бытовая, превращенная гением композитора в трагедию, подобно тому как гений Толстого превратил в трагедию сцены деревенской жизни («Власть тьмы»).

Музыка Яначека исполнена высокого лиризма, нежности, мощного и потрясающего драматизма (сцена ухода Дьячихи с ребенком, свадьба, прерываемая вестью о страшной находке, и т. д.). Опера дерзостно оригинальна и встретила настороженное отношение традиционно мыслящих музыкантов. Так, дирижер К. Коваржовнц, фактический хозяин Пражской оперы, отверг произведение Яначека. Понадобилось двенадцать лет, для того чтобы «Ее падчерица» попала на пражскую сцену. Благодаря активной поддержке писателя М. Брода, переведшего текст на немецкий язык, опера была поставлена в Вене и Кёльне (1918), затем в Берлине под управлением Э. Клайбера (1924), в 1956 г. впервые исполнена в Великобритании под управлением Р. Кубелика. В 1986 г. постановку в Цюрихе осуществил режиссер Ю. Любимов (Ж. Бербье — Енуфа), в 2003-м прошли премьеры в Нью-Йорке (дирижер В. Юровский, с участием А. Нетребко и Ф. Фурланетто) и в Вене (дирижер С. Озава, режиссер Д. Паунтни; А. Деноке — Енуфа, А. Бальтса — Дьячиха).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова