Опера Хумпердинка «Гензель и Гретель»

Hänsel und Gretel

12.01.2011 в 23:34.
Опера Хумпердинка "Гензель и Гретель"

ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ / Ваня и Маша (Hansel und Gretel) — сказочная опера Э. Хумпердинка в 3 д., либретто А. Ветте по одноименной сказке братьев Гримм. Премьера: Веймар, 23 декабря 1893 г., под управлением Р. Штрауса.

Вскоре опера была поставлена за рубежом. На русской сцене: Петербург, Панаевский театр, 2 января 1896 г.; Москва, Большой театр, 28 января 1896 г. (под названием «Пряничный домик, или Гензель и Гретель»), затем на сцене Мамонтовской оперы (под названием «Ваня и Маша») и в Петербурге, в Мариинском театре, 24 октября 1897 г. Главные партии исполняли такие выдающиеся певицы, как Е. Збруева, М. Эйхенвальд, Н. Забела, М. Долина, Н. Фриде и др.

Дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, в наказание за проказы посланные матерью в лес за ягодами, попадают в домик колдуньи, которая превращает детей в пряники. Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма превращается в огромный превкусный пирог. Этот нехитрый сюжет позволил развернуть большое феерическое представление, в котором причудливо сочетаются элементы детской сказки и романтической оперы.

Заимствованные из фольклора мотивы подверглись существенной переработке. У братьев Гримм доведенный нищетой до отчаяния дровосек, отец Гензеля и Гретель, соглашается с женой, что лучше завести детей в лес и оставить их там, чем пропадать с голоду всем четверым. Либреттист и композитор отбросили этот мотив, смягчили характеристики отца и его жены, превратив ее из мачехи в родную мать. В опере появился отсутствующий у братьев Гримм религиозный элемент: заблудившиеся в лесу дети молятся и засыпают; с неба спускается светлая лестница, по которой на землю сходят ангелы и становятся у изголовья спящих. Бог охраняет бедняков от несчастий.

Музыкальные принципы, которым следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II д. — «Полет ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на «Зигфрида». Разрыв между темой и средствами ее воплощения составляет недостаток произведения, однако трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии определили в свое время его успех, особенно у детской аудитории. В наше время опера в основном идет в Германии. Одна из последних постановок — в Штутгарте (1995).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова