Опера Тома «Гамлет»

Hamlet

12.01.2011 в 20:31.

Постер для премьеры «Гамлета» в 1868 году

Опера французского композитора Амбруаза Тома в пяти действиях; либретто Карре и Барбье по одноименной трагедии Шекспира.
Первая постановка: Париж, 1868 год.

Основные действующие лица: Гамлет (баритон), Офелия (сопрано), Лаэрт (тенор), Гертруда (меццо-сопрано), Клавдий (бас), Призрак (бас).

Гамлет, принц Датский, племянник короля Клавдия, узнает от Призрака, что убийцей его отца является дядя, а мать Гертруда была сообщницей. Гамлет задумывает отомстить. Когда в замок приглашаются актеры, Гамлет просит их сыграть пьесу, в которой изображаются события, похожие на убийство отца. Все в ужасе. Поняв, что Полоний знал об убийстве, Гамлет отталкивает Офелию, которую любил, ведь она дочь Полония. Та в отчаянии кончает с собой. Увидев погребальную процессию и осознав, что его любимая мертва, Гамлет хочет идти вслед за ней. Между тем Лаэрт вызывает его на дуэль. Призрак, явившийся к раненному на дуэли Гамлету, вновь призывает его к мщенью. Гамлет, собрав свои последние силы, убивает короля и падает бездыханный рядом с телом Офелии. Народ славит его как нового монарха.

Е. Цодоков


ГАМЛЕТ (Hamlet) — опера А. Тома в 5 д., либретто Ж. Барбье и М. Карре. Премьера: Париж, Императорская академия музыки, 9 марта 1868 г.; в России — Москва, Театр Шелапутина, силами Оперного товарищества, апрель 1892 г.

Трагедия Шекспира в ХVIII-XIX вв. вызвала к жизни много оперных произведений, хотя ни одно из них не дало ее достойного претворения. Первая попытка воплотить «Гамлета» в музыкально-сценических образах — опера «Амблето» Ф. Гаспарини (1706); затем последовали сочинения Д. Скарлатти, Дж. Каркани, Л. Карузо, С. Меркаданте, А. Штадтфельда, Ф. Фаччо (либретто А. Бойто) и др. Наиболее значительны неоперные музыкальные воплощения этого сюжета — в симфонических жанрах, драматическом театре и кино (Чайковский, Лист, Монюшко, Прокофьев, Шостакович).

«Гамлет» Тома — самая популярная из опер на сюжет шекспировской трагедии, но по содержанию и характеру она тоже очень далека от Шекспира. Трагедия мысли превратилась в мелодраму, лишенную философского содержания. Хотя сохранены осколки текста монолога «Быть или не быть», центральная ария Гамлета не столько выражает сомнение в смысле жизни, сколько прославляет вино. Главный герой здесь — прежде всего страстный влюбленный. Все развитие действия подчинено законам лирической оперы. В финале Гамлет, видя мертвую Офелию, хочет покончить жизнь самоубийством, однако тень отца велит сыну жить и осуществить акт мести. Все потрясены явлением призрака. Гамлет обличает короля и убивает его. Призрак велит королеве уйти в монастырь (Гертруда участвовала в убийстве мужа). Гамлет восходит на престол под приветственные клики придворных.

Опера Тома свидетельствует не только о несоответствии его таланта задаче, но и о непонимании Шекспира. Трагедия исполнялась на французской драматической сцене в ту пору, Да и много позднее, в свободной переделке А. Дюма-отца, и это никого не возмущало. Тома создал благонамеренное, не лишенное приятности произведение, лишь по названию и некоторым деталям сюжета сходное с великим оригиналом. Опера имела успех, хотя и меньший, чем "Миньон" того же автора. В России она пользовалась немалой популярностью и на рубеже Х1Х-ХХ вв. нередко шла в частных антрепризах, в которых заглавную партию блистательно исполняли М. Баттистини и А. Котоньи, а партию Офелии — К. Нильссон. В конце XX в. «Гамлет» ставился, в частности, в Гамбурге (1968), Лондоне (1969), Монте-Карло (1992, Т. Хэмпсон — Гамлет), Женеве (1996).

А. Гозенпуд

Публикации

О сайте. Ссылки. Belcanto.ru.
© 2004–2024 Проект Ивана Фёдорова